Конфликт интересов. Общественность Анапы выступает против строительства в городе-курорте грузового морского порта


И городские власти, и анапчане убеждены: порт на курорте должен оставаться пассажирским.
Убить курорт? 

С 2009 года существует инвестиционный проект «Реконструкция морского порта Анапа», которым предусмотрены реконструкция здания морвокзала, возведение гостиничного комплекса международного уровня, современного многозального киноцентра, ресторанного комплекса и боулинг-центра с паркингом. По одному лишь перечислению объектов видно, что о переоборудовании существующего в Анапе морского пассажирского порта в грузовой и речи не было. 

В 2013 году между администрациями Краснодарского края и города-курорта Анапа, а также ООО «Черноморские скоростные линии» было заключено рамочное соглашение о намерениях реализации указанного проекта. Компания, принявшая на себя обязательства реализации проекта, выполнила только один из его пунктов, удлинив пирс «Насыпной» для возможной швартовки не только пассажирских, но и... грузовых судов. В остальном же график работ не соблюдался. 

Более того, разрешение на строительство пирса «Насыпного» местными властями не выдавалось. Фактически объект является самостроем. Но конфликт не столько в этом проекте или пирсе, сколько в планах компании «Черноморские скоростные линии» развивать в городе-курорте грузовые перевозки через порт. С этими планами к городским властям представители частной компании обращались неоднократно. И всякий раз получали отказ. 

Озвученные инвесторами планы побудили анапскую общественность встать на защиту курорта. Ведь мировая практика показала, что морские грузоперевозки, как правило, наносят немалый ущерб экологии морей. Что это значит для курортного города — понятно без дополнительных пояснений. 

На защиту курорта встали рядовые горожане и известные люди, авторитет которых не подвергается сомнению. Среди них — Вера Севрюкова. Председатель правления Анапской региональной курортной ассоциации, генеральный директор санатория «ДиЛУЧ», доктор медицинских наук, профессор, лауреат премии Правительства РФ, заслуженный врач России, Герой труда Кубани, почетный гражданин города-курорта, председатель постоянной депутатской комиссии Анапского городского Совета по курорту — вот далеко не полный перечень регалий Веры Стефановны. 

— Грузовой порт немыслим в курортном городе, — говорит Вера Стефановна. — Построить порт — означает убить курорт. Экономически Анапа живет за счет курортной отрасли. А за счет грузового порта город существовать не сможет, в этом я убеждена. Да и зачем нужен грузовой порт в Анапе, когда он есть с одной стороны от нашего города — в Новороссийске, с другой — строится на Таманском полуострове, в Железном Роге! Неужели этого недостаточно?! 

Вера Стефановна напомнила, что совсем недавно анапчанам удалось отстоять песчаные пляжи своего курорта. Планам по добыче анапского песка, к счастью, не удалось сбыться. Теперь вот новая беда на те же пляжи — планы по строительству грузового порта. Чтобы принимать в нем сухогрузы, придется углублять акваторию. Значит, песок с пляжей будет смываться в море. Но это, как подчеркивает Вера Севрюкова, лишь одна из множества угроз, которые принесет на курорт грузовой порт. 

Серьезные риски 

В мае 2011 года руководство ООО «Черноморские скоростные линии» обращалось к депутатам горсовета Анапы с вопросом об использовании порта в качестве грузового. На внеочередной сессии Совета в июне того же года депутаты заслушали вопрос о ходе реконструкции морского порта и об обеспечении мер безопасности в портовых водах в связи с проводимыми работами. Была создана совместная комиссия Совета и администрации муниципального образования по контролю за ходом реконструкции порта и обеспечению мер безопасности. 

Комиссия подчеркнула, что использование морского порта Анапа для перевалки грузов привело к чрезвычайной ситуации. В 2009 году молдавский сухогруз «Феодор» допустил в Анапской бухте утечку мазута. 24 октября судно оказалось окруженным пятном горюче-смазочных материалов площадью около 500 квадратных метров. В течение суток велись работы по локализации разлива ГСМ. Данная ситуация для детского курорта была справедливо расценена как ЧП. 

Но разливы нефтепродуктов не единственные риски, которые ожидают анапчан при работе грузового порта. В планах «Черноморских скоростных линий» — перевалка через порт на курорте зерна. Экологи утверждают, что зерновая пыль по степени опасности для здоровья человека стоит на первом месте. Она забивается в легкие, превращая их в ватрушку. Даже цементная пыль в этом ряду занимает лишь шестое место по вредоносности для человеческого организма. 

Следовательно, для перевалки зерна необходимо создавать не только терминалы, но и соответствующую инфраструктуру безопасности, какая есть в соседнем Новороссийске. Но и в городе-герое, при всей степени обеспечения безопасности, случаются порой непредвиденные ЧП. 

Не так давно на одном из зерновых терминалов пострадали двое слесарей, производивших ремонт оборудования. У одного из рабочих выпал гаечный ключ, с высоты упал на задвижку зернопровода, приоткрыв ее, а от искры, возникшей в результате удара металла о металл, вышедшую зерновую пыль в доли секунды охватило огненным смерчем. Один рабочий получил ожоги первой степени, то есть ему слегка опалило лицо. А вот его напарник пострадал гораздо серьезнее, получив термические ожоги лица, предплечья и ноги первой-второй степени, а также ушибы поясницы и грудной клетки. 

Дорогие дороги 

Груз будет доставляться в порт не по воздуху, а по городским дорогам, через центр Анапы. И здесь следует отметить, что улично-дорожная сеть в курортной части города, а также ведущая к морпорту не соответствует требованиям по обеспечению безопасного движения грузовых транспортных средств. 

В этой связи и без грузового порта в Анапе в настоящее время введено ограничение на движение грузового транспорта в курортной части города в границах улиц Шевченко, Ивана Голубца, Ленина и проспекта Революции. А ведь именно по ним должны будут идти фуры к морю с грузами на экспорт. Кроме того, к порту ведет дорога третьей категории, а подъездные пути к грузовому порту должны соответствовать второй категории. Реконструкция дороги невозможна, поскольку вдоль нее расположена жилищная застройка. 

Об этом рассказал заслуженный дорожник Кубани Яков Шапошников. Почти полвека трудового стажа Якова Дмитриевича связано со строительством дорог, по большей части — дорог именно в Анапе, где он в пик их строительства в 60–80-е годы прошлого столетия возглавлял ДРСУ-6. Поэтому к мнению специалиста, даже вышедшего на заслуженный отдых, нельзя не прислушаться. 

— Многотонные грузовики перевозят зерно к Новороссийскому порту, отчего трещат по швам все дороги в крае, — говорит Яков Шапошников. — Если они пойдут в Анапу, то дороги у нас превратятся в месиво. Ведь в городской черте, да и на подъездах к городу-курорту дороги построены на мергелях и слабопрочных известняках. Через пять-шесть лет они от чрезмерной эксплуатации превратятся в песок и глину. Тогда не только дороги провалятся, но рухнут и расположенные вдоль них жилые дома, здания гостиниц и здравниц. Будет большая беда. Поэтому считаю планы по строительству в Анапе грузового морского порта по меньшей мере бессмыслицей, нелепицей. 

Обманчивая перспектива 

Как пояснили в администрации города-курорта, ежегодно на ремонт дорог в Анапе расходуется более 100 миллионов рублей. При этом половина суммы идет из городской казны, половина — из краевого бюджета. Смогут ли портовики компенсировать? Отрицательный ответ, думается, очевиден. 

Исполняющий обязанности заместителя главы Анапы по экономике и инвестициям Игорь Белошистый с цифрами в руках доказывает несостоятельность планов строительства на курорте грузового порта. Это не сулит значительного пополнения казны, считают экономисты. Такого пополнения, которое могло бы компенсировать потенциальные риски и связанные с ними убытки в курортной отрасли. Здесь компания декларирует всего-навсего 4 миллиона рублей дополнительных поступлений в казну. 

Потенциал в развитии пассажирских перевозок видят все на курорте. Препон местные власти предприятию в этом не ставят. Напротив, настоятельно предлагают развивать именно это направление деятельности.

В собственности ООО «Черноморские скоростные линии» имеются три кометы «Сифлайт» и пять пассажирских теплоходов. Можно было бы развивать перевозки туристов из Анапы в другие причерноморские города края, вплоть до Сочи и Адлера, а также в Крым. 

— Компания начинала развиваться как пассажирская, — говорит Игорь Владимирович. — Почему не продолжить свою деятельность в этом же направлении? Ведь сколько людей стоят в очередях на той же паромной переправе через Керченский пролив! Надо ловить прибыль, пока не построен мост до Крыма. 

Сегодня, по данным муниципалитета, в морском порту Анапы работают 100 человек, в том числе 70 анапчан. Обещают в компании «Черноморские скоростные линии» создание более полутора сотен новых рабочих мест, если планы по созданию грузового порта будут осуществлены. Но это, убежден Игорь Белошистый, ничто по сравнению с тем, сколько рабочих мест потеряют анапчане в курортной сфере, если через Анапу пойдут большегрузы с зерном, да и любыми другими грузами. 

Однозначный ответ 

Анапская региональная курортная ассоциация (АРКА) разослала во все высокие инстанции обращение с просьбой «отменить или пересмотреть статус морского порта Анапа, оставив его только для пассажирских перевозок». 

Исполнительный директор АРКА Анатолий Бражник показывает полученные ответы, которые не оставляют сомнений в том, что в Анапе порту быть, но пассажирскому. 

В официальном ответе Министерства транспорта РФ за подписью директора Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта К.Г. Пальникова, в частности, говорится: «В связи с отсутствием транспортной железнодорожной инфраструктуры и перспективы увеличения способности автомобильных подъездных путей развитие грузовой составляющей в морском порту Анапа не планируется». 

Еще более четкий ответ получен из департамента транспорта Краснодарского края за подписью и.о. руководителя А.В. Вороновского: «Поскольку город-курорт Анапа имеет статус федерального детского курорта, а морской порт находится в самом центре города, где сосредоточено большое количество объектов санаторно-курортного комплекса и рядом берут начало песчаные пляжи, использование инфраструктуры морского порта Анапа, расположенной в центральной части города, для обработки грузовых судов не представляется возможным». 

— Мы полностью поддерживаем позицию наших властей — допустить создание грузового порта в Анапе нельзя. Поэтому, чтобы раз и навсегда закрыть эту тему, мы готовы, если потребуется, написать еще одно коллективное обращение, в том числе подключив весь депутатский корпус, — заключает Вера Севрюкова. — Готовы собрать десятки тысяч подписей анапчан в защиту курорта.
Е.АЛЕКСАНДРОВ.
Анапа.
Фото: y-morya.ru