День преподавателя высшей школы. Путь педагога ведущего вуза Кубани: от студента до заведующего кафедры

День преподавателя высшей школы. Путь педагога ведущего вуза Кубани: от студента до заведующего кафедры

В 2021 году Минобрнауки был учрежден день преподавателя высшей школы, который отмечается 19 ноября. Когда наступает этап взросления и остаются позади школьные годы на становление молодого человека начинают влиять новые авторитеты. Очень важно в этот момент встретить в жизни такого наставника, который поможет определиться с жизненным выбором, «заразить» любовью к профессии, верно направить траекторию развития, определить ориентиры. Для обучающихся высших учебных заведений такими наставниками зачастую становятся их преподаватели.
Специфика вузовской среды такова, что лучшие кадры для работы в университете взращиваются самим университетом. Сегодня среди преподавателей Кубанского политеха работают много выпускников этого вуза, которые со студенческой скамьи остались верны ему и продолжают дело своих наставников. Мы задали вопросы Александру Макаряну, кандидату технических наук, доценту, заведующему кафедрой кибербезопасности и защиты информации, директору института компьютерных систем и защиты информации Кубанского государственного технологического университета.

MC_01285.JPG

Фото автора


Его путь в преподавательство началось с простого интереса к специальности. Окончив кафедру кибербезопасности, он, уже на последних курсах, увлёкся наукой. Тогда, на заре его карьеры, это были статьи для студенческих изданий. Но Виктор Алексеевич Кучер, его учитель и наставник, разглядел в нём потенциал. В какой-то момент он предложил поступить в аспирантуру, и Александр согласился. Так он оказался в круговороте преподавательской деятельности. Начинал с позиции лаборанта, потом инженера, ассистента. Постепенно погружался в мир знаний, в мир передачи опыта и открытий. Сначала это были просто обязанности, но со временем понял, что по-настоящему увлёкся профессией. Преподавание стало не просто работой, а любимым делом. В нем он нашёл свой путь, свои смыслы. Сейчас он с уверенностью может сказать, что преподавание – одна из самых благородных и важных профессий на земле. И он гордится, что может делиться своими знаниями и опытом с будущими поколениями.

- Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать современный преподаватель вуза?

- На самом деле преподаватель высшей школы должен обладать качествами, которыми обладал преподаватель высшей школы и в 19, и в 20 веке. Преподаватель в первую очередь должен быть наставником, который способен разглядеть в массе студентов талант или тех ребят, которые могут перенять знания от него, двигаться и развиваться вместе. Я честно скажу, бывают студенты, владеющие некоторыми вопросами, лучше преподавателей. И особенно в таких отраслях как Айти, где все стремительно обновляется. Не секрет, что сегодня ребята дополнительно занимаются сами. Поэтому преподаватель должен быть честен сам с собой и открыт для общения. И студенты должны быть открыты для преподавателя и для всего нового. И именно понимание, с кем сегодня мы работаем должно быть мотивацией для собственного роста. Я никогда не стесняюсь сказать ребятам, что чего-то могу не знать, потому что наша область, развивается настолько быстро, что иногда просто можешь не успеть за новшествами, какими-то изменениями. И студенты как раз являются некими проводниками для нас. Открытость преподавателя демонстрирует его обеспокоенность владением актуальными знаниями. Еще преподаватель должен быть справедлив. Сейчас в вузе таких больше. Но бывают исключения, которые объясняются человеческим фактором и в таких случаях надо мягко помогать в решении ситуации. Очень хотелось бы, чтобы образ преподавателя включал себя такие качества, как уважение к студенту, стремление к собственному развитию, желание совершенствовать работу, умение заражать и вести за собой людей, терпение, справедливость. Такой преподаватель будет пользоваться уважением и на него будут ориентироваться студенты.

- Откуда вы черпаете свое вдохновение?

- Во-первых, вдохновение я черпаю из своей семьи. Моя жена катализатор почти всех моих действий и достижений, которые есть. У меня трое детей и, естественно, они заставляют меня двигаться вперед и что-то придумывать. Во-вторых, горящие глаза наших студентов, которые на сегодняшний день вдохновляют нас на что-то новое, создание чего-то креативного. Преподавательский состав часто бывает в разных городах России, мы смотрим, как организованы кампусы в других университетах, как построен образовательный процесс. Нам очень хочется, чтобы оснащение учебных аудиторий было ничуть не хуже, чем в других вузах России. Обмен опытом мотивирует нас развиваться, повышать свою квалификацию и вдохновляет на то, чтобы работать усерднее и создавать благодатную почву для роста специалистов высокого уровня. Для меня важно оставить после себя то, что будет полезно для студентов, для нашего края, нашей страны. Кстати, мы очень хотим, чтобы со временем наш край был не только аграрным и позиционировался как сельскохозяйственный регион, но еще стал неким центром IT, в том числе и центром науки.

- Наверняка у вас есть необычные приемы преподавания?

- Все мои студенты прекрасно знают, что я не ставлю двоек. У меня есть две оценки - это оценка удовлетворительно, либо отлично. Моя дисциплина по защите информации в основе имеет техническую направленность. Это диктует условие: если ты хочешь быть специалистом в нашей области, то должен знать техническую составляющую. Те студенты, кто хочет работать в этой области понимают это и тщательно изучают дисциплину. А те, кто не подходит к этому вопросу глубоко, получают тройку. Третьего не дано - или знаешь плохо или на «отлично». Но большинство студентов понимают, что с плохим знанием предмета в нашей области не найдешь достойного места работы и наоборот и поэтому на специальности высокая успеваемость.

- Помните ли вы студентов, которые у вас учились?

Конечно, я помню своих учеников. Особенно тех, кто сегодня востребован на рынке труда, потому что часто встречаю их на совещаниях и мероприятиях нашей отрасли, в органах государственной власти. Не всех помню по именам, но по лицам всегда узнаю. Есть те, кто остался в сердце, с некоторыми даже дружим. С некоторыми из них мы перешли на "ты", и они помогают нам в образовательном процессе. Рад, что они возвращаются, значит, не зря мы старались!

- Чем вы занимались во время студенческой жизни помимо учебы и осталось ли хобби сейчас?

- Всю свою жизнь я занимался спортом и продолжаю им заниматься и сейчас. Я призываю всех сделать спорт своим стилем жизни. Не обязательно заниматься этим профессионально, достаточно любительский уровень. Сегодня у нас на Кубани много возможностей - строятся дворовые площадки, современный стадионы, залы, спортивный зоны. Если кто-то из студентов мне говорит, что он не спортсмен, я объясняю, что есть возможности занятии киберспортом или другими интеллектуальными дисциплинами. Заниматься возможно не только физически, но и интеллектуально. Сейчас продолжаю играть в футбол в любительской сборной «Мотор КубГТУ», там встречаюсь со своими студентами.

- Какие основные успехи у студентов вы можете отметить?

- У нас много ребят, которыми мы гордимся. Это обладатели грантов, победители конкурсов и организаторы выставок. Они получают различные стипендии, например, стипендию Президента Российской Федерации для обучающихся по приоритетным направлениям в нашем Институте получают десять студентов. Преподавательский состав уделяет много времени на подготовку этих студентов. Мы стараемся сделать так, чтобы работы ребят отличались своим почерком, был особенный акцент. Для каждого преподавателя качеством его работы является посещаемость студентами его занятий. На моих парах высокая посещаемость, это является для меня откликом на мою работу. В нашем институте много факультативных, внеурочных занятий, необязательных для посещения. Когда на такие занятия собирается полная аудитория – 50-60 студентов, особенно по субботам, это очень радует нас.

- Что вы можете посоветовать тем, кто хочет стать педагогом?

- Терпения, много терпения. Я не имею в виду, что вы должны терпеть учеников, студентов. Когда наступает определенный возраст, уходит юношеский максимализм вы сталкиваетесь с жизненными проблемами. Необходимо обеспечивать себя и строить будущее, из-за чего очень часто люди, которые могли стать хорошими педагогами, уходят заниматься коммерческой деятельностью или в структуры с высоким заработком. И этот период становления и нужно выдержать. В моем случае меня подержала моя семья. А определенные проблемы были: боязнь и непонимание куда я иду, зачем я это делаю, но со временем после защиты кандидатской диссертации, я уже видел свои перспективы и вектор дальнейшего движения. Дрожь в ногах ушла…

- Кого из своих преподавателей вы особенно хотели бы выделить?

- Есть несколько преподавателей, которых я называю своими учителями. Трое из них работают сегодня на кафедре кибербезопасности и защиты информации, которую я возглавляю, но они остаются моими наставниками: Хализев Вячеслав Николаевич, кандидат технических наук, профессор кафедры. Зангиев Таймураз Таймуразович, кандидат технических наук, доцент кафедры. Мой непосредственно учитель - Кучер Виктор Алексеевич, кандидат технических наук, профессор. Является для меня авторитетом во всем, служит образцом, как преподаватель и профессор высшей школы. К сожалению, некоторых нет с нами, но память о них жива. Владимир Сергеевич Симанков – это первый руководитель и создатель нашей кафедры. Он оказал на меня колоссальное влияние. Студентами мы смотрели на него, и всем хотелось быть таким же как он. Я всем очень благодарен, если не такие учителя, такого бы склада ума и навыков у меня бы не было. Я очень благодарен и судьбе за возможность попросить совета у моих учителей. У каждого есть моменты, когда хочется на кого-то опереться, посоветоваться. У меня такие люди есть. Я надеюсь, они еще многому чему научат и не только меня. Дай бог им здоровья.


Даниил Кондратьев, председатель профсоюзной организации
института информационных систем и компьютерной безопасности КубГТУ