Международный день кукольника. Главный художник Нового театра кукол в Краснодаре о жизни, о работе, о себе
- С первых лет «Премьеры», с начала 90-х. До поступления в Институт культуры я начинала работать в краевом театре кукол в цехах. В 1993-м по приглашению Л.Г. Гатова с частью труппы Анатолий Семёнович ушёл из краевого театра кукол в «Премьеру». И я перешла к нему как бутафор и художник-постановщик.
- Вы учились у отца?
- Отец набирал целевой курс для Армавира, но трёх артистов он брал для нас. Я была в их числе. После окончания института некоторое время я одновременно работала как художник-постановщик и как актриса. С теми мастерами, которые мне преподавали и которые составляли костяк театра: с Сергеем Васильевичем Трегубовым, Равилем Насретдиновичем Гилязетдиновым... Позже появилась возможность поступить в СПбГАТИ.
- Семейная традиция? Папа же тоже ЛГИТМиК окончил.
- По папиным рассказам, я с детства мечтала попасть в Санкт-Петербург. Так что для меня это было выполнение жизненной программы.
- Получается, что «Графа Нулина» по А.С. Пушкину вы ставили ещё до того, как побывали в Питере?
- Да. Помню этот дивный спектакль! Он действительно навеян образами Санкт-Петербурга!
Позже я вошла в него уже как актриса. С Нулиным – Сашей Гилязетдиновым. К этому времени я побывала в Питере. У меня есть фото – не удержалась, сфотографировалась на Тучковом мосту.
- Купец Авраам Тучков, на чьи деньги был возведён мост, не ваш ли родственник?
- Нет. Но как там у Булгакова в «Мастере и Маргарите»: «Как причудливо тасуется колода»…
- Санкт-Петербург не разочаровал?
- Я приехала из Нового Уренгоя прямо с постановки спектакля. Везла эскизы «Любопытного слонёнка». На такси добралась до Моховой. Захожу в институт. «Добрый день, барышня, вы к кому?» – «Я к Николаю Петровичу Наумову (заведующий кафедрой режиссуры и актерского мастерства театра кукол, профессор РГИСИ) ». – «Проходите, можете оставить чемоданчик здесь». До сих пор приезжаю и поражаюсь этому городу. Его интеллигентности, его особому шарму. Жаль наше кафе на Моховой, где все театралы тусовались, «Афишка», закрылось.
- Анатолий Семёнович предполагал, что здесь, в кинотеатре «Октябрь», будет такое… особенное пространство с маленькой, очень маленькой сценой?
- Именно эту модель он и разрабатывал! Он её придумал. Это же был малый зал кинотеатра! С экраном, где сейчас находится радиорубка. До того, как мы сюда пришли, здание долго пустовало, потом здесь был пожар. Мой курс помогал разбирать завалы после пожара, убирать старые кресла.
Это как раз тот редкий случай, когда театр – храм! Колонны, древнегреческий портик, высокий потолок как небесный свод… Иногда приходится слышать, мол, почему у вас серый зал, это не радостно. Не по-детски...
Но в театре иные законы. Всё внимание должно быть направлено на сцену.
- Анатолий Семёнович не собирался сделать большой зал?
С Леонардом Григорьевичем они мечтали об этом! Но тогда не сложилось.
- Почему? Не до того было?
- «Премьера» же родилась в очень тяжелые времена – в 90-е. Но благодаря Гатову мы в «Премьере» их не ощущали. И подсобное хозяйство было, и продуктовые пакеты раз в месяц. Было интересно: гастроли, выезда… Гатов очень трепетно относился к актёрам. Помню, вся «Премьера» выезжала под Волгоград. Пока мы ехали, на дорогу опустился туман. Он сказал: «Всё, дальше не едем». Остановились, переночевали. Он оплатил гостиницу. Безопасность для него была превыше всего.
Гатов всегда говорил: «Премьера – большая семья». Не зря же его день рождения отмечали всей «Премьерой»! Он накрывал столы. Ему нравилось, когда коллективы общались, братались. Ему нравились сводные концерты.
- Есть традиции, которые родились именно здесь?
Капустниками мы отмечали все праздники: 8 марта, 23 февраля, дни рождения, все премьеры. Было замечательно! Всегда были рады критикам. Папа говорил: себя вы и сами похвалите. А увидеть себя со стороны не всякий сможет.
Традиция – ездить на фестивали и дружить театрами. Наши друзья – и в Нижнем Новгороде, и в Оренбурге, и в Новом Уренгое. Изготавливали кукол на юбилеи – это тоже наша традиция.
- Как появилась ваша фирменная фишка – точёные номерки?
Ой, раз в год мы их все меняем! Дети грызут. Первое время мы стачивали донышко. Раз в год переписывали цифры...
В театре стоял станок столярный, в свой первый отпуск Анатолий Семенович точил деревянные фигурки, я их расписывала, вместе лакировали. Сейчас проще – есть готовые заготовки.
- В двух словах: в чём суть вашего театра?
Вот тут даже не знаю… Мы слышим дыхание зала, они слышат наше дыхание.
Мы видим глаза зрителей, они видят наши глаза. Уникальная для детского театра камерность. Психологически она очень оправдана. Мы видим практически каждого. Нет ощущения, когда эмоция одного ребёнка может потеряться.
Первое время это мешало. Однажды я вышла на сцену, был спектакль «Кукла, актёр, фантазия». Я увидела женщину, которая морщилась. У меня возникло ощущение, что я недорабатываю. Я очень переживала. Встретила её в фойе. «Вам не понравилось? Вы сидели такая напряжённая». Оказалось, что у неё болит зуб.
Но чувство, что я вижу глаза человека, а он меня не воспринимает, я запомнила навсегда.
P.S.
Нынешний март для Нового театра кукол особенный. Артисты вместе со спектаклями переезжают в новое помещение, расположенное по улице Зиповской, 5, корпус 33. А театральное, «намоленное» десятилетиями, известное многим поколениям зрителей здание ждёт капитальный ремонт.
В добрый путь!
Нелли Тен-Ковина