Старый Новый год: история и традиции праздника


В этом году в России старый Новый год отмечают сотый раз.
Сколько раз можно встречать Новый год? По восточному (или китайскому) календарю он наступает в этом году 5 февраля. Астрономическое начало года — 21 марта. Кто-то считает отправной точкой зимний солнцеворот — это 22 декабря. Кроме того, в нашей стране сложился редкий исторический феномен и идет раздвоение праздника — конечно же, речь о старом Новом годе. Почему так получилось и в чем возможная причина устойчивой народной памяти о дате, которая уже ровно сто лет не должна быть праздником?

Уснули первого, а проснулись 14-го

Начнем с самого очевидного и постепенно подойдем к достаточно неожиданному. Все помнят, что сдвиг дат на 13 суток — результат календарной реформы, перехода с юлианского (старого) на григорианский (новый) стиль.
В 1918 году жители страны уснули 1 февраля, а проснулись уже 14-го — так было ликвидировано отставание от большинства стран Европы в датах на эти 13 дней.
Теперь уже интереснее: «Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря» был подписан Советом Народных Комиссаров 24 января 1918 года. Сам переход прошел, как уже обозначили, в феврале. Логично: впервые Новый год по старому стилю (праздник, который остался на прежнем, так сказать, «историческом» месте, а не перешел автоматически на 13 дней вперед вместе с переносом даты) отмечали 14 января 1919 года (в ночь с 13 на 14 января). Ровно сто лет назад! Как говорится, есть что отметить. Удивительно, но поводы присмотреться к «как бы празднику» действительно есть — народная память жива совершенно не случайно.

А как же Рождество?

Но если говорить о народной памяти, почему тогда нет и Рождества по старому стилю? Уж никак не менее любимый праздник, чтобы память и о нем за эти сто лет не стерлась. Здесь все сложно. Православная церковь отказалась переходить на новый стиль — григорианский календарь в Европе вводился с 1582 года Папой Римским Григорием XIII. Русская Православная Церковь отвергла инициативу католического Папы и осталась верна своим традициям и сейчас продолжает жить по юлианскому календарю — по нему жили апостолы и святые отцы. Рождество как отмечалось в этот день веками, так и осталось, не перенеслось, как в Европе, вместе со светским Новым годом на 13 суток вперед. Власть новой страны не настаивала на своем — церковь отделили от государства и школы.
И поэтому возникла нестыковка: официальный Новый год теперь приходится на время Рождественского поста. Причем последняя неделя постов, как и первая, отличается строгостью в ограничениях. Которые, как известно, касаются не только еды и питья, но и развлечений. В том числе — просмотра телевизора.
Можно, конечно, повсплескивать руками: ну надо же, вся страна сто лет грешит напропалую. Но если человек не постится, не знает, когда он начинается и заканчивается — для него такая ситуация не проблема.

А православные верующие стремятся найти выход — так же как в случаях, когда первомайские праздники приходятся на Страстную неделю Великого поста (но такая поздняя Пасха все же отмечается редко). И вот еще какой возник, так сказать, казус: православные 1 января вспоминают мученика Вонифатия — ему молятся, чтобы избавиться от пьянства.

Почему мы все же помним?

А вот здесь начинается уже очень интересное. Как оказывается, в православной традиции вечер 13 января очень даже располагает к веселью. 14 января — Васильев день, день памяти святого Василия Великого, и вечер 13-го — Васильев вечер. Щедрое угощение и веселье — самое то для этого времени. По народным поверьям, богато накрытый стол должен был принести богатство хозяевам на весь год. Все с удовольствием потчевали гостей (второе название — щедрый вечер, щедруха). Главные блюда готовили из свинины — святой считался покровителем свиноводства.
В этом году почитатели китайского гороскопа — а иногда кажется, что китайские традиции мы уже знаем лучше, чем свои, — тоже могут всплеснуть руками: в год-то Желтой Земляной Свиньи — и блюда из свинины? А как же фэн-шуй? Да, в любой год «свинку да боровка припасай для Васильева вечерка».
И вот вопрос: когда принято колядовать? Под Рождество — точно нет, там пост. На Крещение? Под старый Новый год! Васильева коляда, щедровки — помните, щедрый вечер? «Щедрый вечер, добрый вечер, добрым людям на здоровье!». Но колядовать можно, в принципе, во все дни Святок — от Рождества до Крещения.

И немного отвлечемся: а современные дети зовут Деда Мороза почему? В Васильев вечер и на Крещение на Руси «кликали мороз» — зазывали, чтобы приходил зимой и не шел летом, огурцы не морозил… Так что помнит народ о прежнем празднике. И в первую очередь благодаря сохранению православных традиций.

Астрологи: «Современный календарь — безобразие»

И еще немного о переходе с юлианского на григорианский календарь. Нельзя не сказать об астрологической стороне этого события. Разобраться в вопросе помогла краснодарский астролог Пелагея Степанец. Юлианский был создан в Римской империи в 45 году до нашей эры по инициативе Юлия Цезаря — и назван в его честь, как и месяц июль.

Юлий Цезарь завоевал Египет, вывез оттуда посвященных в науку звездочтения и поставил перед ними задачу любой ценой построить правильный и простой календарь — чтобы закрепить свое место в истории. До этого календарь состоял из 355 дней, периодически вводился целый месяц, что носило неудобства. И задача была выполнена. Первым месяцем года был март — месяц Марса, затем месяц Венеры — апрель. Последний, февраль, самый короткий, посвящен богу подземного царства.

Астрологи отмечают: древнеримский календарь, созданный по повелению Цезаря, был очень логичным. 365 дней — период полного обращения Земли вокруг Солнца, 12 месяцев. Нечетный месяц — 31 день, четный — 30. Исключение — февраль, 28 дней. Раз в четыре года — високосный год, 29 дней февраля — для устранения разницы между календарным и астрономическим годом.

Император Август Октавиан — сын племянницы Юлия Цезаря и его приемный сын — тоже не прошел мимо календаря. Так появилось название у месяца августа, следующего за июлем. Но это не все: в августе было 30 дней, но император пожелал, чтобы стал 31 — как и в июле. Так пошли календарные казусы: два летних месяца подряд по 31 дню, еще два подряд, декабрь и январь, тоже стали длинными. В итоге получился странный календарь.

Папа Римский Григорий XIII привлек к работе очень известных итальянских математиков, и они разработали новый календарь — григорианский. Который тоже несовершенен.
В то же время дата православной Пасхи по-прежнему рассчитывается на основе лунно-солнечного календаря: в первое воскресенье после полнолуния, которое наступает вслед за весенним равноденствием.
Интересно, что со временем «разбег» между двумя календарями увеличивается — високосные годы считаются по-разному. Во время проведения реформы в XVI веке он был равен десяти дням.

Кстати, не все страны Европы легко перешли на григорианский календарь, многие ученые выступили против. Великобритания приняла новый стиль почти через два века после его введения — в 1752 году. Греция — в 1929 году. В России кроме отказа церкви подчиниться папской воле и в народе считалось, что юлианский календарь более точен и приближен к погодным условиям: погода 1 марта больше соответствует середине последнего зимнего месяца, нежели началу весны.

На сайте Культура. РФ читаем: около 50 процентов россиян отмечают старый Новый год.
Как можно убедиться, это все же более настоящий Новый год, чем тот, который мы вслед за Европой отмечаем уже сто лет. Но как-то в этом случае совсем не хочется «импортозамещения» и «революций обратно»: чем плохи два Новых года?
Тем более если знать и помнить корни ситуации. Как в стихотворении Андрея Вознесенского про старый Новый год: «В новом непотерявшееся старое настает». 

Святки — время с Рождества Христова (7 января) до Крещения Господня (19 января). Святые, праздничные дни. По народным преданиям, в эти дни на землю приходят души умерших, идет разгул нечистой силы — а присутствие духов среди живых людей якобы дает возможность заглянуть в будущее. Распространены разные формы святочных гаданий. Ряженые (отголоски язычества), как и гадания, не разрешаются церковью. На Руси во время Крещения в проруби «смывали» грехи, совершенные на святках.

Новый год до реформы Петра I отмечался 1 сентября. Последний раз в начале осени его отметили в 1699 году. 1700 год встречали уже через четыре месяца — 1 января. Тогда же 7208 год от сотворения мира в России стал считаться 1700 годом. Однако несмотря на то, что Европа в то время практически перешла на григорианский календарь, в Россию его Петр I не перенес.

Похожие материалы