Есть ли будущее у российской науки: какие проблемы тормозят прорыв отечественных исследователей
ВЦИОМ провел социологический опрос, посвященный оценке российской науки населением страны. Согласно полученным данным, 85% россиян проявляют интерес к достижениям отечественных ученых, а 23% из них специально ищут и изучают подобные новости. При этом молодое поколение — зумеры и младшие миллениалы — реже других включают науку в круг своих интересов.
Анализ динамики за последние два десятилетия показывает положительные изменения в восприятии науки: если в 2008 году лишь 12% респондентов считали её состояние хорошим, то в 2025 году эта доля выросла до 29%. Удовлетворительным уровень российской науки назвали 42% опрошенных, а 19% считают его плохим. При этом количество негативных оценок сократилось почти вдвое по сравнению с 2008 годом, когда их доля составляла 33%.
По мнению 33% россиян, отечественная наука превосходит мировую, тогда как 50% респондентов говорят об её отставании. Скептически настроены в первую очередь представители молодого и среднего возраста: среди зумеров и миллениалов этот показатель достигает 61–67%. Также более критично оценивают положение дел люди с высшим и незаконченным высшим образованием — 59% из них считают, что российская наука уступает мировым стандартам.
Реальные истории
Как выяснилось, людей науки не так сложно найти в современном обществе, если это не твои родственники или друзья, то это как минимум знакомые знакомых. Мы решили узнать у этих людей, как они на самом деле относятся к своей деятельности и что думают об отечественной науке в целом. Все они сейчас учатся или работают в тех или иных вузах Кубани и России и называть себя отказались, дабы не дискредитировать себя перед начальством. Приводим их интересные рассуждения.
![🔴](https://web.telegram.org/k/assets/img/emoji/1f534.png)
В России основным источником финансирования научных исследований остается государство, тогда как частные инвестиции в эту сферу практически отсутствуют. В отличие от США, где значительная часть научных разработок обеспечивается коммерческими средствами, российский бизнес не проявляет особого интереса к вложениям в науку. Крупные компании предпочитают ориентироваться на краткосрочную прибыль, а передовые технологии зачастую проще приобрести за рубежом, чем развивать внутри страны.
Острая проблема – состояние научной инфраструктуры. Многие университетские лаборатории десятилетиями не обновлялись, они до сих пор выглядят так, что без слез не взглянешь, и требуют современного оборудования (а это, на минуточку, миллионы рублей за единицу). И это должно быть заботой государства, а не коллектива исследователей, за счет средств по проекту которого администрация хочет решить проблемы.
Нехватка финансирования также сказывается на кадровом составе. Реальные доходы сотрудников научных учреждений снизились из-за инфляции. Это создает огромные проблемы при удержании опытных специалистов и еще больше осложняет привлечение молодежи в науку.
В 2025 году расходы на российскую науку планируется увеличить более чем на 20%, однако ученые относятся к этим цифрам с осторожностью. Дело в том, что реальный уровень финансирования науки зависит не только от абсолютных сумм, но и от их доли в ВВП. Согласно планам, затраты на фундаментальные исследования вырастут на 21% по сравнению с 2024 годом, а финансирование гражданской прикладной науки увеличится на 16%. Однако стремительный рост ВВП в рублевом выражении приводит к тому, что доля науки в экономике снижается. В результате в 2025 году этот показатель опустится до 0,15% ВВП — уровня, характерного для середины 1990-х годов.- Недавно беседовал с коллегой, достаточно квалифицированный молодой преподаватель в нашем университете. Под его руководством несколько проектов (чтоб вы понимали, даже опытным профессорам бывает тяжело получить один), у него высокая публикационная активность и достаточно много студентов. Однако с рождением сына ему пришлось дополнительно взять часы в других институтах, совместить это все с работой в детском кружке и подготовкой школьников к ЕГЭ. Сказать, что я был в ужасе – ничего не сказать! О какой качественной науке тут может идти речь, и на сколько при таком раскладе его хватит, когда человек разрывается между работами и вообще не видит свою семью! – делится преподаватель вуза.
И таких молодых ученых, которые «хватают» подработки, чтобы не шикарно жить, а быть на плаву – очень много.
![🔴](https://web.telegram.org/k/assets/img/emoji/1f534.png)
Для почтенного деда-физика, стол с давно незакрывающимися ящиками и с линолеумом на столешнице и спектрофотометр из ГДР сами по себе не являются чем-то плохим. Это скорее результат многолетней адаптации к дефициту, присущий поколению.
Однако для молодых специалистов ситуация выглядит иначе.
- Будучи студенткой, я испытала настоящий шок, когда нам пришлось срочно разбирать шкафы в нашей лаборатории, которые годами оставались нетронутыми. Внутри оказались настоящие залежи научного «антиквариата»: от треснувших эксикаторов и нераспакованных коробок с пробирками (которых, к слову, всегда не хватало) до пожелтевших ксерокопий статей 60–70-х годов. Среди находок были и неработающие трансформаторы с разорванной обмоткой, и химические реактивы, давно превратившиеся в каменную массу. Позже выяснилось, что подобное запустение — не редкость, а типичная картина для многих научных лабораторий, - рассказывает еще один молодой ученый вуза.
Вопрос технического оснащения осложняется не только нехваткой средств, но и различием подходов разных поколений. Опытные профессора, привыкшие к минимальным условиям, зачастую не видят необходимости что-то менять, тогда как молодые энтузиасты стремятся к модернизации. Особенно остро это проявляется при составлении сметы на грант: вместо приобретения современного оборудования, которое могло бы повысить эффективность работы в разы, предпочтение обычно отдается расходным материалам, канцелярии и распределению оставшихся средств на зарплаты.
Высокотехнологичное оборудование, не говоря уже о сложных научных установках, остается за рамками большинства бюджетов. Даже крупные гранты редко позволяют лабораториям приобретать действительно необходимые приборы без значительной финансовой нагрузки. В результате оснащение научных учреждений остается на крайне низком уровне.
![🔴](https://web.telegram.org/k/assets/img/emoji/1f534.png)
Выбрать факультет - половина дела, как оказалось. Главное – правильно попасть туда, где тебе интересно, чем будешь заниматься на протяжении жизни. Выбор направления в науке – чрезвычайно сложная вещь. Чаще всего студенты идут, как говорится, на личность, к тому преподавателю, ученому, кто лоялен и подходит по характеру. И это не всегда верно.
- Мой опыт, возможно, не самый показательный, так как я не работаю по полученной специальности, - рассказывает другой молодой человек, который «обжегся на науке», - Однако могу с уверенностью сказать: институт никак не помог мне разобраться, в каком направлении двигаться после выпуска. У меня было лишь смутное ощущение, что я обладаю определенным багажом знаний, но как их применить и кому они могут быть полезны — оставалось загадкой.
Лишь на четвертом курсе я осознал, что для карьеры в науке мне следовало выбрать другую кафедру. Там студентов уже со второго курса направляли на практику в профильные организации, а не просто обещали «перспективное направление» и «преподавателей высокой квалификации». Теперь я точно знаю: разочаровывает не столько сам выбор, сколько осознание того, что годы были потрачены не самым эффективным образом.
![🔴](https://web.telegram.org/k/assets/img/emoji/1f534.png)
Неэффективные лекции — это первое, что вызывает разочарование у студентов и подрывает доверие к системе высшего образования. На взгляд многих, нынешняя модель устарела, так как она является удобным инструментом для подготовки массовых специалистов, которые обладают лишь поверхностными знаниями, не способными применить их на практике. Внедрение современных образовательных методов требует значительных инвестиций и времени, а старую систему переломить непросто.
К тому же многие пожилые преподаватели не заинтересованы в обновлении своей программы, чтобы идти в ногу с последними достижениями в своей области. Это и приводит к разрыву между теоретическими знаниями, получаемыми в учебных заведениях, и реальной практикой.
- Некоторые преподаватели прямо говорили нам на первом курсе, что их лекции покрывают лишь 20-30% нужных нам знаний, а оставшееся мы должны искать и осваивать самостоятельно. К тому же стоит отметить «очень важные непрофильные дисциплины». Конечно, программисту нужна прикладная математика, химику — основы нескольких разделов химии, а филологу — изучение разных литератур и языков. Но зачем студенту, изучающему информационную безопасность в магистратуре, повторный курс философии или межкультурные коммуникации? – делится магистрант.
Российская наука находится на важном этапе своего развития. Несмотря на существующие проблемы, она обладает значительным потенциалом для роста и инноваций. Успешное будущее зависит от правильного сочетания государственной поддержки, привлечения талантливых кадров и повышения общественного интереса к научным открытиям. Только так можно обеспечить устойчивое развитие страны и ее конкурентоспособность на мировой арене.
Екатерина Остапенко
Ранее мы писали: Как помочь стране по мнению ученых РАН: дайте чиновникам еще больше денег Ученые Российской академии наук (РАН) предложили значительно увеличить зарплаты российским чиновникам. Цель этого предложения — стимулировать экономический рост в стране по примеру "сингапурского чуда".
Важно, чтобы талантливые студенты работали в регионе: собрание ректоров высших учебных заведений Кубани Сегодня состоялось заседание Совета ректоров высших учебных заведений Краснодарского края и Республики Адыгея, которое проходило на базе Кубанского медицинского университета.
Новый департамент образован на Кубани: внимание молодежной политике Об этом сообщает администрация Краснодарского края.
Смена парадигмы: Россия меняет систему высшего образования с 2026 года Российские вузы перейдут на новую систему высшего образования с 1 сентября 2026 года. Об этом сообщила пресс-служба Минобрнауки России.