К 80-летию освобождения Краснодара: история заставляет вернуться к ее урокам
Читаю документальные строки Константина Симонова, увидевшего Краснодар сразу после освобождения: «Когда немцы входили в город и совали детям в руки грошовые шоколадки, четыре кинооператора с четырех разных углов снимали это. Они заманивали к себе на службу, обещали хлеб и сто пятьдесят рублей в месяц семьям иуд, но за эти тридцать сребреников со всей Кубани не набралось и ста предателей. Люди голодали, пухли от голода, но не сдавались. И тогда вместо шоколада появились плети, вместо кинооператоров — дополнительные отряды карателей».
По улицам поползли чудовищные машины смерти, газовые душегубки — впервые примененный именно в Краснодаре способ массового уничтожения людей. За шесть месяцев мученически погибли более 13 тысяч мирных жителей города, примерно каждый пятнадцатый. Половина из них — дети и женщины.
Снова живое свидетельство: «Части вермахта и войска стран-сателлитов готовились к неизбежному падению города, но последний удар войск генерала Рослого был все-таки неожиданным своей стремительностью. Впереди них горел и взрывался город, и весь этот день они с поспешностью людей, спасающих от огня и гибели свое родное гнездо, прорывались вперед. Части полковника Богдановича за последние сутки в непрерывном бою прошли больше двадцати пяти километров. Смертельно усталые, они ворвались на окраину. Но здесь та неведомая сила, какая в такие минуты рождается в сердцах русских людей, окрылила их, и они пронеслись через город на плечах отступающих немцев — одним дыханием, одним порывом. На асфальте центральной улицы города Красной, опрокинувшись навзничь, лежат мертвые фашисты, убитые час назад в последнем уличном бою. Вокруг них толпятся люди. Они не жалеют, не содрогаются. Они считают: еще один, еще два… Должно быть, так и надо, так и справедливо».
Краснодар после оккупации невозможно было узнать: отступая, гитлеровские вандалы с особым остервенением разрушали все, что могли… В руинах лежали заводы Седина и Калинина, черные провалы зияли там, где стоял драматический театр, театр музкомедии, универмаги, педагогический и медицинский институты, музей — всего было разрушено 161 предприятие, пять институтов, 17 школ, девять больниц, 20 детских яслей, три трамвайных парка, 807613 жилых домов, городской водопровод, электростанция, железнодорожный вокзал.
Каждый угол в нашем городе — своя трагедия, свои муки, свой ужас. И своя память! Угол улиц Воровского и Шаумяна — виселица, семнадцатилетний мальчик с дощечкой на груди: «Я распространял ложные слухи». Следующий угол — Красной и Ленина — еще один повешенный, еще одна дощечка: «Я не подчинялся приказам немецкого командования». Следующий угол — на столбе женщина: «Я отравила двух немцев».
Читаю документы, газеты тех лет с высоты сегодняшнего дня. Мы, конечно, возводим памятники, возлагаем цветы к обелискам, мы чтим ветеранов… Вот только на уроках в последние годы мы читали «Архипелаг ГУЛАГ» Солженицына вместо военных очерков и проникновенных стихов Симонова. Может, поэтому История 80 лет спустя заставляет нас вернуться к ее урокам…
Карина МИРАКОВА.
Ранее мы сообщали: Панихида и колокольный звон в день 80-летия освобождения Краснодара - Накануне дня освобождения Краснодара от немецко-фашистских захватчиков, 11 февраля состоится панихида в память о героях ВОВ. Богослужение начнется в 11:00 в Свято-Екатерининском кафедральном соборе. Его возглавит митрополит Григорий.
Также читайте: В Краснодаре 12 февраля пройдет акция «Свеча памяти в каждом окне» - В честь памяти ветеранов ВОВ в Краснодаре состоится патриотическая акция в рамках празднования 80-летия освобождения города от немецко-фашистских захватчиков. Об этом сообщает пресс-служба мэрии.
И еще: В Краснодаре ограничат движение: когда и где временно перекроют проезд? - В связи с акцией, посвященной 80-летию освобождения Краснодара от гитлеровских захватчиков, в столице Кубани временно ограничат проезд. Мероприятие состоится уже в это воскресенье, 12 февраля, в районе сквера имени Жукова.