Комета царственного поведения: астрономы Кубани рассказали про изучение Цзыцзиньшань-ATLAS

Это произошло: комета Цзыцзиньшань-ATLAS стала видна для жителей Кубани (и всего Северного полушария) и еще как минимум пару месяцев ее можно будет рассмотреть на небосклоне невооруженным глазом.
Вчера, 15 октября, погода впервые позволила снять космическую гостью – и уже ночью, сразу после обработки снимков, Руководитель Центра астрономии и космонавтики РГО, заведующий астрофизической обсерваторией КубГУ Александр Иванов поделился уникальными кадрами. С каждым визитом комет космос и его глубины становятся доступными для изучения – конечно, астрономы каждый раз ждут такой возможности с большим нетерпением. Ожидали эту гостью и ученые Кубани.
- У меня есть доска, на которой я отмечаю важные события, которые происходят в году. И сохранилась запись о том, что открыта комета с обозначением – А10SVYR в созвездии Змеи 18-й звездной величины – 18.3, - рассказал Александр Леонидович.
Эта комета была открыта еще 9 января 2023 года китайской обсерваторией Цзыцзиньшань – в переводе на русский обозначает «Пурпурная гора», и независимо от этих наблюдений ее открыла еще и система Атлас в ЮАР – обзорные телескопы Атлас расположены в разных точках планеты. И она загадала загадки астрономам:
- Мы все были удивлены тем, что комета начала проявляться слишком активно, находясь на огромном расстоянии – примерно за орбитой Марса, - рассказывает Александр Иванов. - Уже оттуда потянулся интересный хвостик. Мы наблюдали ее до момента, когда в июне прошло соединение с Солнцем: тогда прекратилась видимость. И поэтому все ожидали, что же будет дальше. Предположения были самые разные: комета сблизится с Солнцем и развалится, или станет очень яркой – как комета Хейла-Боппа, которая достигала отрицательных значений и была видна зимой. И вот что в итоге: комета поразила видами на телескопе SOHO – это космический аппарат, который снимает деятельность Солнца. Она долго, несколько суток перемещалась в поле зрения этого телескопа – а это немаленькое поле! – и потом, когда ее голова прошла, можно было наблюдать очень, очень длинный хвост, который медленно проплывал в поле зрения этой камеры. Впечатляющее зрелище!
Конечно, астрономы очень ждали возможности провести наблюдения и исследования. Сначала она была видна жителям Южного полушария, и после 9 октября появилась в нашем небе: но сначала была небольшая утренняя видимость. А вот с 12 октября начались попытки ее снять.
комета у.jpeg

- Мы первую попытку сделали 12 числа – но помешали тучи, 13-го немного удалось понаблюдать, но снова облачность - были сделаны всего 4 снимка, но, на мой взгляд, неудачных, - рассказывает Александр Иванов. - Мы ждали улучшения погоды – это требовало очень, даже слишком большого терпения! И вот вечером 15 октября наконец небо расчистилось. И надо отдать должное – еще и удачное расположение кометы: недалеко от места наблюдения находится храм Кирилла и Мефодия, комета прошла как раз над ним. Двигалась медленно, недалеко от креста - есть такая фотография!
комета у 2.jpeg
 Ученый рассказал о причинах интереса к этим загадочным космическим гостьям: они помогают найти ответы на серьезные вопросы.
 - Кометы интересны тем, что их природа позволяет нам изучить строение вселенной. Метеорное и кометное вещество похоже на первозданное, из которого и формировались планеты – изучаем химический состав, возможность попадания на Землю из космоса не только воды, но и тех элементов, из которых возникает жизнь: обнаружены соединения, похожие на метан, аммиак, а это родоначальники тех компонентов, из которых связываются потом ДНК, РКН и так далее, то есть прототипы будущей жизни. Кроме этого, кометное вещество позволяет нам узнать о тех процессах, которые происходят как на ближних подступах к Земле, так и на дальних рубежах.
Астроном пояснил: кометы приближаются, выбрасывают то вещество, которое содержали – это и есть те длинные хвосты, которые мы видим. Потом часть хвостов становится метеорными потоками, а сами кометы удаляются и отправляются на задворки Солнечной системы. И дальнейшая их судьба уже неизвестна: некоторые переживают многократные подходы к Солнцу. Это бывает с разными периодами: орбита настолько вытянутая, что уходят на тысячи и десятки тысяч лет от Земли и Солнца, потом возвращаются обратно. И есть короткопериодические кометы – когда такие сближаются с Солнцем, быстро теряют массу, все быстрее и быстрее вырабатывая свое вещество.
комета у 4.jpeg

Мы попросили рассказать о том, как будет проходить изучение кометы на Кубани: запланирована научная экспедиция в горы:

- Экспедиция рассчитана на три дня – если погода не подведет, будем наблюдать комету на небе без городской засветки: проведем фотометрическую работу для исследования химического состава. Он всегда разный - особенно может различаться у молодых и старых комет.
Это не значит, что их химический состав может отличаться от земного – нет, неизвестных веществ не будет, но соединения идут в разных пропорциях, и это говорит об особенных свойствах вещества в комете. Сейчас пока мы наблюдаем огромный пылевой хвост – отражение идет во всем диапазоне.
Как рассказал Александр Леонидович, экспедиция организована совместно Русским географическим обществом и Кубанским государственным университетом – она объединит студентов и любителей астрономии от РГО: Центр астрономии и космонавтики – основное подразделение в Русском географическом обществе, которое занимается непосредственно такой работой и исследованиями.

Конечно, многие сейчас вспомнили о мнении о кометах как о предвестниках трудных времен – но астрономы только смеются над этим:
- Ну, это если только комета столкнется с Землей - тогда сможет повлиять на нашу жизнь. Она проходит мимо, никакого влияние на Землю или на судьбы людей не оказывает.
И, конечно, всех сейчас интересует вопрос – насколько большая эта комета? Может ли войти в историю как Великая?
- До Хейла Боппа она, конечно, не дотянула, близкая по яркости в 2020 году была комета Неовайз. Пока смотрим – для наблюдений у нас есть месяц-полтора.

Комета Tsuchinshan-ATLAS приблизилась к Земле: Кубань фотографирует гостью из космоса- Космическая гостья из облака Оорта стала доступна для наблюдения жителям Северного полушария, в том числе – Кубани.

Удар Солнца по Земле: уже больше 20 часов бушует сильная магнитная буря- На Земле уже более 20 часов продолжается сильная магнитная буря, сообщает шеф погоды Михаил Леус. Начиная со вчерашнего вечера силу возмущений магнитосферы планеты обозначают как «сильная» или «очень сильная».

Срочно! Полярное сияние дойдет до территории Кубани: мощнейшая магнитная буря на Земле - - Крайне неблагоприятный геомагнитный прогноз на ближайшие 2 дня сформирован по результатам моделирования последних крупных вспышек на Солнце.