Куда уходит детство: домашние задания пожирают время и здоровье российских школьников


Большинство детей в России возвращаются в школы после каникул в удрученном настроении. Они не успели отдохнуть, но уже снова садятся за парты, чтобы продолжить грызть гранит науки.
Ученики средних и старших классов находятся в школе по 6-7 уроков, после чего идут домой, чтобы провести еще несколько часов за домашней работой. При этом, количество домашней работы, которую дети должны выполнить самостоятельно во внеурочное время, дублирует объемы пройденного во время урока материала, а иногда и превышает его.

Вопрос о приемлемом количестве домашних заданий для школьников уже давно волнует общество. Ученые и исследователи различных стран неоднократно сравнивали программы обучения и успехи школьников, чтобы понять, что именно помогает интеллектуальному развитию, а что, наоборот, подавляет его.

Больше – не лучше

Сравнивая объемы домашней работы, заданной в разных странах, исследователи международной организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) пришли к выводу, что количество потраченного на учебу времени напрямую влияет на успеваемость школьника. И как бы это не звучало иронично, принцип «больше – лучше» в этом случае работает в обратном направлении.

На самом деле оказалось, что чем больше времени школьники тратят на выполнение домашней работы, тем ниже их успеваемость в школе. Так, например, ученики Финляндии тратят на домашнюю работу около 3 часов в день, в то время как у школьников в США на это в среднем уходит около 6 часов. При этом, как правило, финские учащиеся преуспевают в математике и естественных науках. И в целом, их образованность и интеллектуальный уровень выше.

В Израиле же вовсе отменили домашние задания для школьников. Министерство просвещения этой страны объяснило это решение тем, что такого рода работа не способствует повышению успеваемости и уровня знаний школьников. Вместо этого она лишает детей мотивации к учебе.

Вместо домашних заданий израильские учителя рекомендуют школьникам послеобеденное чтение художественных книг, влияющих на нравственное развитие.

Придерживаются минимального количества заданной на дом работы и учителя Италии и Испании. Детям стараются максимально объяснить все на уроке, чтобы не отнимать их драгоценное время после учебы. Ведь они могут потратить его на общение с родными и сверстниками, секции, дополнительное образование и творческую самореализацию.

desk-writing-hand-pen-paper-brand-942150-pxhere.com.jpg

Исключают эту закономерность некоторые страны Азии. Так, например, в Японии и Южной Корее школьное образование занимает почти все время учеников. При этом, детей в этих странах нельзя назвать не преуспевающими.

Но отличает азиатских школьников от российских сам вид домашней работы. В нашей стране она больше рассчитана на повторение изученного на уроке материала, в то время как в той же Японии, школьники постоянно что-то изучают и анализируют.

Но в этих странах уровень детских самоубийств, да и взрослых тоже, зашкаливает. Постоянные депрессия и тревожность сильно влияют на физическое и психическое здоровье.

Приходится чем-то жертвовать

Головная боль многих родителей современных российских школьников заключается в том, что им постоянно приходится чем-то жертвовать. Иногда объемы домашних заданий такие большие, что дети просто не успевают сделать все уроки. А если ребенок при этом еще занимается с репетиторами и ходит на секции, то свободного времени может вообще не быть. Так, походы с друзьями в кино, сон, время с семьей замещаются на написание от руки конспектов, докладов, рефератов, эссе, сочинений по русскому и литературе, зазубриванию формул и иностранных слов.

Бывает, что школьники так устают от всего этого обилия заданий, что в конечном итоге решают «забить» на уроки. Чаще всего это происходит из-за того, что дети не видят смысла в выполнении такой работы. Они понимают, что не могут успеть все, поэтому отдают предпочтение отдыху.

hand-person-girl-hair-alone-portrait-610258-pxhere.com.jpg

Также не редки случаи, когда родители начинают очень сильно переживать за успеваемость своего ребенка. Они нанимают репетиторов, забирают детей с секций, и посвящают все их время зубрежке школьной программы. Так, талантливые спортсмены, музыканты, художники и робототехники превращаются в измученных учебой школьников.

Дети же, которые по мнению родителей и учителей успевают все, на самом деле тоже где-то на чем-то стараются сэкономить. В школах не сложно встретить учеников, которые списывают домашнее задание в туалете, раздевалке или на подоконнике прямо под кабинетом на переменах между уроками. Причем заимствовать решения они могут не только у одноклассников, но и на специальных сайтах, предназначенных для проверки работы. Так ребенок выигрывает время, которое мог потратить на решение заданной задачи, но теряется его способность анализировать и находить выход.

Вал заданий – признак некомпетентности учителя

Если вы стали свидетелем того, как школьники морщатся при слове «домашка», то не спешите их судить. Иногда учителя так сильно любят свой предмет, считая его одним из самых необходимых в жизни каждого человека, что задают детям огромное количество заданий. А таких предметов у школьника может быть 2, 3 или 5. И получается, что в итоге ребенок допоздна делает уроки.

Само собой, дети могут и самостоятельно «растягивать удовольствие», постоянно отвлекаясь и не правильно распоряжаясь временем. Также не стоит забывать, что каждый ребенок обладает индивидуальными способностями к тому или иному предмету. Задание, на которое один может потратить 5-10 минут, другой будет выполнять все 40 или час.

Так или иначе, существует и вопрос компетентности педагога. Некоторые учителя стараются перекрыть неэффективность проводимых уроков, неумение держать дисциплину и заинтересовывать детей наукой, большим количеством домашней работы. Другими словами, плохо вели себя на уроках – вот вам пять параграфов на дом. За неумение учителя заинтересовать школьника не должны расплачиваться школьники.

Касательно количества заданий на дом, которые дают детям учителя, наше законодательство не раз пересматривало их объемы. Но парадокс заключается в индивидуальности подхода к обучению. Сколько бы норм не вводилось, объемы продолжают зависеть от конкретного учителя.

Яркий, интересный учитель на вес золота

За примером далеко ходить не надо. У родственников ребенок ходит в третий класс. Отличница, ответственная и дисциплинированная. Приготовление домашнего задания растягивается до самой ночи. Вовлечены все: родители, бабушки. Учитель с маниакальностью задает задания даже на каникулы. У детей специальные тетради для решения задачек и примеров, упражнений по русскому языку, словарных слов. Причем, все это в добровольно-принудительном порядке: «Я не заставляю, но дети после каникул все забудут». Девятилетняя дочь родственников боится учителя, утром у нее может быть рвота, потому что она считает, что недостаточно подготовилась к тому или иному предмету. Ходят к психологу.

У знакомых такого же возраста мальчуган. Не отличник, но успевает по всем предметам. Любознательный, занимается спортом. Родители контролируют учебный процесс, но никогда не сидят с ним над домашним заданием. Педагог у ребенка – яркая, интересная личность, учит их быть человечными, добрыми и отзывчивыми. Уроки могут проходить в теплое время года на улице. А домашнее задание задают на выбор. Предмет «окружающий мир» для этих детей – реально открытие мира, а не ненужное заполнение граф в специальной тетради.

Вопрос риторический: где взять столько ярких и интересных учителей для наших детей, чтобы они с удовольствием шли в школу? Но это уже совсем другая тема.

                                                                                                                                                    Екатерина ТАРАСЕНКО.