Польза и вред детских кружков, секций и репетиторов: чем опасны перегрузки?


Сегодня многие родители стараются всесторонне развить ребенка. Кружки, секции и репетиторы – это здорово, но при неправильном распределении нагрузки у детей не остается ни свободного времени, ни энергии, ни сил. В итоге, вместо развития родители наблюдают детские истерики, соматические болезни и лень.
Изучая вопрос необходимости детского дополнительного образования, специалисты в области психологии расходятся во мнениях. Одни считают, что всестороннее развитие ребенка в его ранние годы жизни полезно, другие убеждены в том, что оно приносит больше вреда чем пользы. Но все едины, что грамотное распределение нагрузки, а также учет интересов ребенка благоприятно скажется на детском организме.

Зачем нужны кружки и секции?


Кружки и секции, как правило, дополняют школьную программу, развивают ребенка и расширяют его кругозор. Они помогают социализироваться, сменить круг общения, отдохнуть от уроков и даже расслабиться. Но чаще всего, записывая детей в различные кружки или секции, работающие родители руководствуются своим беспокойством касательно того, как ребенок будет проводить свое свободное время. Отдавая предпочтения тем или иным занятиям, они стараются как можно сильнее загрузить свое чадо, не оставляя ему возможности на шалости.

В то время как семьи, где один из родителей сидит дома, не видят необходимости в дополнительном образовании своих детей.

Оба подхода имеют множество недостатков, так как игнорируют интересы ребенка и не позволяют ему развиться.

hand-book-read-person-black-and-white-girl-1082391-pxhere.com.jpg

Во время посещения кружков ребенок меняет круг общения. Это особенно важно для детей дошкольного возраста, которые в силу обстоятельств не посещают детский сад или находятся на домашнем обучении. Учась выстраивать социальные связи ребенок формируется как личность и обретает самостоятельность.

Также, когда у ребенка появляется право выбора. Отдавая предпочтение тому, что ему действительно интересно, он начинает ответственнее подходить к своему увлечению, развивает силу воли и учится планировать свой распорядок дня.

Чем опасна перегрузка?


Перегрузка негативно сказывается не только на взрослых, но и на детях. Во втором случае она в разы опаснее, так как не всегда ребенок умеет высказываться, отстаивать свою позицию и говорить «нет» взрослым. Активные дети же и вовсе могут не заметить усталости. Отсутствие свободного времени и выходных, а также моральная перегрузка или навязанные увлечения способны истощить юный организм, доведя его до нервных расстройств, хронической усталости и уничтожению индивидуальности.

Также, зачастую дети, которых в свое время родители перегружали занятиями в кружках и секциях, вырастают безответственными и слабохарактерными. Они не знают, чего хотят добиться в жизни. У них занижена самооценка, они не умеют нести ответственность за свои дела и поступки и распоряжаться собственным временем.

Как правильно выбрать дополнительные занятия?


Отвечая на этот вопрос, специалисты в первую очередь отмечают важность интересов самого ребенка. Их можно узнать всего лишь понаблюдав за ним или спросив об этом напрямую. Но что делать, если речь идет о дошкольнике? Секции и кружки начинают набирать детей чуть ли не с пеленок.

notebook-writing-person-pencil-girl-play-837883-pxhere.com.jpg

Прежде чем выбирать направление развития дошкольника ученые рекомендуют обратить внимание на возрастные особенности развития ребенка. Ведь каждый из периодов способствует формированию определенных навыков.

В возрасте от 1,5 до 3 лет дети изучают речь, пополняют словарный запас и развивают моторику. В возрасте от 3 до 4 лет знакомятся с буквами и начинают воспринимать речь. От 4 до 5 лет у детей появляется интерес к музыке, математике, появляется заинтересованность в изучении формы, размера и цвета. С 5 до 6 лет, как правило, активно развиваются социальные навыки, а с 8 до 9 снова появляется интерес к речи и языку.
Исходя из этих особенностей, следует вывод, что не стоит бежать записывать трехгодовалого ребенка на иностранный язык, когда он еще с трудом понимает свою родную речь.

Если ребенок уже взрослый и способен сам решить, чем ему хотелось бы заняться, не стоит забывать, что выбор направления – это лишь начало. В процессе поиска подходящего места, группы и педагога скорее всего придется «побродить» по схожим секциям.

Также, при выборе дополнительных занятий специалисты настоятельно рекомендуют чередовать сферы деятельности, чтобы избежать моральной перегрузки у ребенка. Например, совмещать хореографию и рисование.

Ранее мы писали:
Семерых кубанских школьников наградили в Госдуме. Они вырвались в финал IX Всероссийской Конференции «Юные Техники и Изобретатели».
В российских школах вводят единые стандарты продленки: детей будут обучать и воспитывать. На пленарном заседании Госдумы был принят закон, который предполагает единый подход к организации в школах групп продленного дня. Помимо досмотра, с детьми на продленке будут учить уроки и проводить культурные и физкультурно-оздоровительные мероприятия.

Похожие материалы