Самые известные педагоги России: они опередили свое время и изменили мир


5 октября в более чем ста странах мира празднуется День учителя. Отечественные педагоги давно завоевали мировое признание своими выдающимися достижениями в образовании и воспитании. Их разработанные методы и педагогические теории остаются актуальными и уважаемыми в мировой практике до сегодняшнего дня. Именно сегодня мы предлагаем вспомнить самых известных русских учителей.
Кирилл Васильевич Россинский: светило просвещения Кубани

Долгое время имя этого выдающегося человека было забыто, однако за свои недолгие 49 лет он смог внести колоссальный вклад в культуру и образование Кубани. 

Кирилл Васильевич Россинский, сын священника и войсковой протоиерей, прибыл на Кубань 19 июня 1803 года. Главным приоритетом этого талантливого и образованного человека стало просвещение казачества. В своих проповедях он не устал призывать верующих к ценности образования и роли школ в жизни народа. В крае, где он проживал, было открыто 27 церквей, и в каждой из них он активно собирал средства для строительства школ.

Кирилл Васильевич, даже  не имея подходящих учебников,  сам преподавал в Екатеринодарском училище. Он разработал свои собственные "рукописные тетради", по которым проводил обучение. Его труды не остались без внимания, и он опубликовал учебник "Краткие правила правописания", который пережил два издания в 1815 и 1818 годах. Сегодня эти книги хранятся в особом фонде Российской государственной библиотеки как уникальные издания.
Кирилл Васильевич Россинский был также великим литератором и ученым. Он писал стихи, исторические и географические очерки. Кроме того, врачебные знания позволяли ему помогать больным в любую погоду и в любое время. Благородство, самоотверженность и доброта Кирилла Васильевича поражали его современников. 12 декабря 1825 года Кубань потеряла этого выдающегося человека, но его наследие продолжает жить.

В 1904 году библиотека, открытая при Дмитриевском училище Екатеринодарским благотворительным обществом, была названа в его честь. Кроме того, Институт международного права, экономики, гуманитарных наук и управления носит имя Кирилла Васильевича Россинского .

Василий Жуковский: поэт и педагог царской семьи

649656.1020x.jpeg

Василий Жуковский - великий русский поэт и близкий друг Александра Пушкина, но его вклад в историю не ограничивается лишь литературными подвигами. Жуковский также был домашним учителем для членов царской семьи, в частности, будущего императора Александра II. Важнейшей задачей, поставленной перед Жуковским, было образование наследника престола, Александра Николаевича. 

Поэт лично разработал 12-летний план обучения для молодого наследника, включая в него уроки русского языка, истории, географии, нравственности и другие дисциплины. Благодаря его стараниям и таланту, образованность великого князя достигла высокого уровня, и Жуковский был заслуженно награжден за свои труды.
Однако несмотря на признательность будущего императора, великая княгиня Александра Федоровна, также ученица Жуковского, оценивала его педагогические способности не так высоко. В своем дневнике, в котором она писала на немецком языке (как родном), она отмечала, что Жуковский был великолепным поэтом, но далеко не идеальным учителем.

В 1841 году Василий Жуковский завершил свою службу при царской семье и посвятил себя образованию собственных детей, Александры и Павла. Его вклад как педагога и ментора остается незабываемым и значимым в истории России.

Константин Ушинский: основоположник русской педагогики

Константин Ушинский выдающийся русский педагог, который сыграл важную роль в развитии образования в России. Ушинский родился 2 марта 1824 года и ушел из жизни 22 декабря 1870 года. Его вклад в область научной педагогики до сих пор остается неоценимым. 

Педагогическая деятельность Ушинского началась в середине XIX века, когда он переехал из Москвы в Петербург и стал преподавателем русской словесности в Гатчинском Сиротском институте. Здесь, в библиотеке учреждения, он обнаружил книги по педагогике, которые стали источником вдохновения его работы.

Основной принцип, на котором строилась педагогическая философия Ушинского, был в том, что образование должно быть доступным и демократичным. Он акцентировал внимание на начальном образовании и считал, что игра и воспитание имеют ключевое значение в обучении. Ушинский также разработал ряд методик, включая использование наглядного материала и развитие мышления и речи у детей.
Одной из важных идей Ушинского была необходимость сохранения национальной культуры и языка в образовании. Он выступал за то, чтобы русские школы преподавались на русском языке, а не на французском, как это было распространено ранее. 

Ушинский также был преподавателем для учителей и оставил значительный след как педагог-публицист. Его любовь к детям и родному народу была яркой чертой характера, и способствовала возрождению интереса к педагогике в России. Его работы остаются актуальными и вдохновляющими для педагогов и молодых исследователей до сегодняшнего дня.

Лев Толстой: педагог и воспитатель

14-jpg.jpeg

Лев Толстой, всемирно известный писатель, всегда выражал глубокую заинтересованность в вопросах воспитания и образования детей. В 1859 году он основал свою собственную школу для детей крестьян в Ясной Поляне, где находился его дом. В этой школе дети обучались 12 различным предметам, включая арифметику, чтение, географию, рисование и музыку. Сам Толстой преподавал математику, физику и историю. Уроки начинались рано утром и длились до позднего вечера с перерывом на обед. В школе царили свободные порядки: детей не наказывали за пропуски, не осуждали за неуспеваемость, и даже домашних заданий не было. Каждый ученик мог выбирать свое место в классе. 

Толстой верил, что образование должно приносить удовольствие, и считал, что признаком его эффективности является радость, которую дети получают от учебного процесса.
Лев Толстой также проводил время с детьми вне уроков. Летом они ходили в лес за грибами, а зимой он учил их кататься на коньках. Ученики очень ценили своего учителя, который посвящал им всё свое внимание и время. Одним из его учеников был Василий Морозов, который вспоминал: " В школе у нас было весело, занимались с охотой, - вспоминал впоследствии один из учеников Толстого, Василий Морозов. – Но еще с большей охотой, нежели мы, занимался с нами Лев Николаевич. Так усердно занимался, что нередко оставался без завтрака. Он требовал от нас чистоты, бережливости к учебным вещам. Любил, чтобы на вопрос ему отвечали правду, без задней выдумки. Порядок у нас был образцовый!"

Следы теплых отношений детей к Толстому как к учителю можно найти и в сохранившихся рисунках, созданных одним из его учеников. На одном из рисунков изображены два ребенка, соревнующиеся в перетягивании каната, а рядом стоит сам учитель и поддерживает их. Рядом с изображением стоит подпись: "Милый человек Лев Николаевич."

Лев Семенович Выготский: пионер психолого-педагогической науки

2023-10-04_22-49-28.jpeg

Лев Семенович Выготский, родился 17 ноября 1896 года и ушел из жизни 11 июня 1934 года. Его имя знакомо всем в мире педагогики, психологии, культурологии и лингвистики, независимо от уровня образования и места рождения. Этот выдающийся русский психолог объединил две важные научные области: психологию и педагогику, опережая свое время на десятилетия.

В ходе своих исследований, Лев Выготский стал инициатором создания двух новых направлений в науке: педологии (науки о детях) и коррекционной педагогики. Он подчеркнул важность научного подхода к вопросам детского развития и воспитания. Взгляд ученого заключается в том, что педагоги должны ориентироваться на научные исследования, особенно в области психологии.
Лев Семенович сам не создавал конкретных методик воспитания и развития детей, в его книгах, основанных на культурно-исторической теории, которая стала основой современных подходов к дошкольному образованию, вы не найдете конкретных рецептов. Тем не менее, его идеи организации обучения и акцент на самовоспитании и саморазвитии стали фундаментальными. Выготский утверждал, что воспитание не ограничивается адаптацией ребенка к окружающей среде, это процесс формирования личности, которая способна преодолевать границы данной среды. Он подчеркивал, что воспитание должно стимулировать активность ребенка, а не навязываться сверху.

Антон Семенович Макаренко: революционер педагогической науки

2023-10-04_22-37-15.jpeg

Антон Семенович Макаренко, родившийся 1 марта 1888 года и ушедший из жизни 1 апреля 1939 года, был яркой фигурой в мире педагогики. Его слова о педагогике как самой диалектической, подвижной и сложной науке стали кредо его педагогической философии. Макаренко был новатором в вопросах образования благодаря своей интегративной идее.

Он считал, что личность формируется под воздействием опыта и должна воспитываться в коллективе. Каждый человек, каждый элемент образовательной системы имеют право на активное участие и уважение как личности. Макаренко отвергал существующие стереотипы, утверждая, что педагогика не является наукой с догмами.
В первые послереволюционные годы Макаренко разработал собственную систему образования и успешно применил ее в Колонии имени Максима Горького. Эта методика включала в себя элементы народной педагогики, укрепление коллективного духа, самоуправление, дисциплину и веру в человека. Благодаря этой методике беспризорники и молодые правонарушители не только реабилитировались, но и становились выдающимися личностями.

Антон Макаренко признан ЮНЕСКО одним из четырех педагогов, определивших направление развития педагогической мысли в XX веке. Его творчество и идеи сыграли значимую роль в формировании современного гуманистического образования.


Ранее мы писали: Какие улицы в Краснодаре перекроют в честь празднования Дня учителя 5 октября автомобилям на дорогах столицы Кубани придется потолкаться больше прежнего.

Учитель из Краснодара победила в специальном интернет – голосовании: завтра имена финалистов прозвучат в Кремле По результатам специального интернет - голосования, «Учителем года России- 2023», стала Евгения Константинова из Краснодара, учитель русского языка и литературы.

Победитель «Учитель года-2023» получит вместе с «Хрустальным пеликаном» миллион рублей В 2023 году, в рамках реализации национального проекта "Образование» открыли 155 новых образовательных учреждений.

В России в школьной программе появится новый предмет: какие изменения ожидают учеников? С 1 сентября 2024 года в российских школах появится дисциплина «Основа безопасности и защиты Родины». Об этом сообщили в Минпросвещения РФ.
Согласно их данным, этот предмет введут вместо уже имеющегося ОБЖ. Предполагается, что введение дисциплины будет поэтапным, а нагрузка школьников не увеличится. Сейчас создается рабочая группа, которая сформирует новую учебную программу.

Можно ли оставлять на второй год бездельников и лоботрясов: учителя выступили с инициативой Фраза "остаться на второй год" имеет исторические корни и была широко распространена в период советской эпохи. В настоящем законодательстве в сфере образования данному явлению придан новое наименование - "повторное обучение".

Родительский ад: как избежать конфликтов в школьных чатах Только отзвенели первые звонки, а уже в родительских чатах «горячо». В последнее время ситуация с конфликтами в родительских чатах стала привлекать серьезное внимание. В октябре 2020 года в Волгограде после инцидента в родительском чате мужчина, воспитывающий ребенка в одиночку, подвергся жестокому насилию и, впоследствии, скончался от полученных травм. Этот случай подтолкнул общество к обсуждению возможного запрета на существование родительских чатов в России. На данный момент это лишь инициативы, ВК Пресс решил напомнить о часто встречающихся ошибках, совершаемых родителями в таких чатах.

Для того, чтобы быть в курсе событий, подпишитесь на наш Telegram-канал: https://t.me/vkpressru