Умирающая профессия? Почему педиатры бегут из поликлиник: ответ на поверхности
Этот праздник был учрежден для того, чтобы привлечь внимание к важности работы врачей-педиатров, их вкладу в развитие общества и здоровье подрастающего поколения. Профессия педиатра требует особого подхода, ведь дети – это не просто маленькие взрослые. Они требуют особого внимания, заботы и понимания.
Детский организм отличается от взрослого многими аспектами. Именно поэтому педиатры должны иметь глубокие знания в области детской анатомии, физиологии и психологии.
Профессия настолько всеобъемлющая, что мы, обыватели, даже представить не можем, что нужно знать, чтобы подступиться лечить детей. Тут мало хорошо знать нюансы медицины, здесь нужно призвание, любовь к детям и еще чего очень много. Однако сейчас профессия не в чести. Огромная, просто катастрофическая нехватка педиатров в России говорит о том, что хорошего педиатра днем с огнем не отыщешь. А многие ли задумывались: почему так происходит? Почему молодежь не остается в профессии? Мы записали несколько историй из жизни краснодарских педиатров. По понятным причинам, они все комментировали анонимно. Получился мрачный рассказ.
Автомат по выдаче направлений
Родители нередко приходят на прием к педиатру даже без ребенка, заявляя: «У моего малыша уже пять дней насморк, дайте направление к лору». Возникает вопрос: как я могу выписать направление, если даже не видел пациента? Возможно, стоит сначала самому осмотреть и назначить лечение. Но нет, некоторые настаивают на своем, а в случае отказа угрожают жалобой.
Многие родители уверены, что понимают в медицине лучше врача, и сами решают, какой специалист нужен их ребенку. Например, требуют консультацию травматолога, хотя на самом деле требуется помощь хирурга. Но педиатр — это врач широкого профиля, чья подготовка требует многих лет обучения и практики. Но им не доверяют, из-за того, что профессию загнали в темный угол.
Когда мы идем навстречу пациентам, чтобы избежать конфликтов, это создает проблему: очереди к узким специалистам становятся огромными, и записаться на прием бывает практически невозможно. Особенно жаль детей из диспансерных групп. Например, ребенку с пиелонефритом необходимо регулярно наблюдаться у нефролога каждые 3–6 месяцев, а астматику — у пульмонолога. Но из-за переполненности графиков их прием затягивается, так как место занимают те, кому «просто захотелось провериться».
Тревожные родители – проблема для ребенка
Работать сложнее всего с чрезмерно тревожными родителями, которые посещают педиатра чуть ли не ежедневно. Стоит ребенку чихнуть — они тут же бегут на прием. Причем это нередко касается не только мам малышей или первенцев. На участке есть родители подростков, которым уже по 12 лет, но их тревожность не утихает. Такие мамы записываются на прием, приходят без детей и говорят: «Нужно, наверное, сдать анализы». Потом анализы сдают, находят минимальные отклонения и вновь возвращаются с вопросами, продолжая бесконечный цикл обследований.
Своих детей они буквально изматывают, без повода направляя на обследования у нефролога, гастроэнтеролога и других специалистов. Но и с самими родителями не поспоришь — любое замечание грозит обернуться жалобой.
На другом полюсе — родители, которых можно назвать равнодушными. Они приводят ребенка только тогда, когда ситуация становится критической. Например, с дерматитом, который из-за отсутствия лечения перерос в бактериальную инфекцию настолько серьезную, что сам врач в шоке. И таких случаев, когда запущенное состояние требует неотложного вмешательства, тоже немало.
Врач – конвейерная лента
Работа врача часто превращается в конвейер, и это закономерно вызывает недовольство пациентов. Однако в сложившейся ситуации виноваты не только медики. Вот, например, только что в коридоре родители громко возмущались: «Почему такая очередь? Почему так долго? Наверное, врач просто сидит в кабинете и пьет чай!» А когда заходят, ожидают, что их ребенку уделят полчаса. Но так не бывает. На каждого пациента приходится столько же времени, сколько на остальных, — пару минут.
Если ребенок пришел с ОРВИ, а врач хотел бы дополнительно проверить что-то еще или дать расширенные рекомендации по лечению, то это часто оказывается невозможным. Причина не в том, что педиатр ленив или недостаточно квалифицирован, а в катастрофической нехватке времени. На каждого пациента выделяется всего несколько минут, причем значительная часть этого времени уходит на заполнение данных в компьютер: анамнез, жалобы, осмотр, рекомендации с точными дозировками препаратов.
Иногда за смену через кабинет проходит до 30 пациентов, а в особо загруженные дни — 60 или даже 70 человек. Прием длится около пяти часов, и к последним пациентам врач подходит уже полностью истощенным. Самому становится неловко за качество такого приема, но физически уделить больше внимания каждому просто невозможно.
Не профессия, а призвание
Очень редко, когда молодежь, остается в детской поликлинике. Буквально единицы. Но они есть. Хотя, возможно, до первого конфликтного случая.
Вот рассказ человека, который поставил себе жизненные цели и приоритеты.
- На третьем курсе я твердо решила стать участковым педиатром. Меня вдохновляла идея быть одним из первых врачей в жизни ребенка, наблюдать его развитие с первых дней и спустя годы, в 18-летнем возрасте, передавать подробный эпикриз во взрослую медицинскую сеть.
После интернатуры по педиатрии я устроилась работать в ту самую поликлинику, где проходила практику. Особенно мне нравилось проводить послеродовые патронажи — приходить в семьи, когда мама и малыш только выписались из роддома.
Это волшебное время: видеть, как мама заботится о своем новорожденном, помогать наладить грудное вскармливание, отвечать на вопросы — порой неожиданные и забавные. Я люблю наблюдать, как стремительно растет этот крохотный малыш, как из крошечного свертка превращается в уверенного и крепкого человечка.
Мне нравится быть педиатром, которому доверяют. Мечтаю, чтобы родители рассказывали обо мне с теплотой. Пока это вдохновляет меня работать с полной отдачей.
Кадровый голод
Данные Росстата, согласно которым в 2023 году в России работали около 60 тысяч педиатров. В регионах не хватает детских неврологов, эндокринологов и кардиологов. Ситуация с дефицитом кадров не меняется последние пять лет. С января по октябрь 2024 года работодатели РФ опубликовали около 12 тыс. вакансий для педиатров. Регионами-лидерами по спросу на таких специалистов в этот период оказались Москва, ее область, Санкт-Петербург, Краснодарский край.
Чтобы исправить кадровый дисбаланс предпринимается многое. Взять хотя бы миллион подъемных, оплату съемных квартир… Но воз и ныне там. Пока у власти нет ответа, какие нужны меры и что нужно предложить нашим выпускникам, чтобы они на всю свою жизнь взяли на себя тяжелое и ответственное служение – служение участкового врача-педиатра.
А вы знаете, что нужно делать?
Ранее мы писали: День педиатра и День ребенка: младенческая смертность в России снижается Сегодня отмечают профессиональный праздник педиатры всей страны. Но так случилось, что сегодня и День ребенка. Два таких взаимосвязанных праздника.
Такой хрупкий детский мир: почему мы его разрушаем? Накануне Дня Защиты детей мы решили поднять животрепещущую тему – сохранение жизни и здоровья несовершеннолетних. Конечно, для всех детей 1 июня – это праздник, начало каникул, беззаботного солнечного лета и новых впечатлений, а для взрослых – это в первую очередь напоминание о том, что необходимо беречь и защищать хрупкий детский мир, так как далеко не все в нем наполнено радостью.
Поколение потребителей или осознанное материнство: почему молодежь не спешит заводить детей? С каждым годом демографическая ситуация в нашей стране становится все хуже. Рождаемость уменьшается, но при этом увеличивается возраст рожениц.
Рождение детей может повысить пенсию: новое предложение демографа Демограф Владимир Тимаков выступил с предложением о пересмотре системы начисления пенсий в России.