Забвение как предательство: почему кубанскую Хатынь в Мостовском районе скоро могут не вспомнить?
Так сейчас, к горькому людскому сожалению, происходит с Михизеевой Поляной в Мостовском районе нашего родного края.
И стынет кровь…
Это место называют кубанской Хатынью. Как и деревня в Белоруссии, рабочий поселок Михизеева Поляна был полностью уничтожен фашистами в 1942 году. До войны здесь работал лесопильный завод. В поселке была своя школа, столовая, клуб. Люди жили в домах барачного типа, трудились, воспитывали детей и берегли свое простое человеческое счастье. В
В это время на Кубани, в том числе на территории нынешнего Мостовского района, активно действовали партизанские отряды. Немецкое командование карало каждого, кого подозревали в связи с партизанами. Жители Михизеевой Поляны не стали исключением.
13 ноября
Чудом в той страшной бойне выжили несколько человек. Они оказались забросаны трупами односельчан и лежали так до поздней ночи. Потом выбрались и смогли уйти.
Фото: Лина Немце-Петровская.
После расстрела фашистские захватчики неделю не позволяли жителям соседних населенных пунктов хоронить убитых, затем согнали людей и приказали им зарыть траншеи. Уже в 1956 году останки жителей Михизеевой Поляны перезахоронили в ближайшей станице — Махошевской. Там же появился и мемориал.
Михизеева Поляна вошла в историю как кровавый символ бесчеловечности фашизма, забыть о котором невозможно.
От лужи до колеи
Сейчас добраться до Михизеевой Поляны трудно ввиду отсутствия нормальной дороги. В редакцию «Вольной Кубани» обратился житель Лабинска Владимир Овечкин, который рассказал о проблеме и бездействии властей. Для него это особенно важно — в поселке погибла двоюродная сестра его бабушки с двумя дочерьми 12 и 14 лет.
Четыре года назад пенсионер с внуками решил съездить в Михизееву Поляну, которая признана объектом культурного наследия регионального значения, но попасть туда так и не получилось. Виной тому дорога, вернее — ее отсутствие. Легковой автомобиль просто не смог проехать через скопившуюся в балке воду и колеи, которые оставили лесозаготовительные машины. С тех пор мужчина бьется за то, чтобы к территории бывшего поселка проложили крепкую дорогу и люди могли в любое время, при любой погоде приехать туда. Чтобы почтить память расстрелянных…
Михизееву Поляну называют кубанской Хатынью, но между этими памятными местами с трагической историей — огромная разница. Я видел фильм о Хатыни в Белоруссии. Там создали целый мемориальный комплекс в память о сожженных фашистами деревнях. За ним ухаживают, туда ведет приличная дорога. Почему нельзя сделатьМужчина писал письма в различные инстанции, представителям властей разных уровней — главам Махошевского сельского поселения и Мостовского района, в ЗСК и губернатору Кубани. Ответ один — подъездные пути к Михизеевой Поляне не относятся к автомобильным дорогам местного значения. Указанная дорога является лесохозяйственной, расположена на землях государственного лесного фонда, участок которых находится в аренде деревообрабатывающего предприятия. Именно они поддерживают путь в эксплуатационном состоянии. По нему может проехать лесозаготовительная техника и грузовики.что-то подобное на Кубани, в Михизеевой Поляне? Чиновники твердят о патриотическом воспитании детей и молодежи, но при этом закрывают глаза на проблемы памятных мест, — поделился с нами Владимир Ильич Овечкин.
При этом в официальном ответе на обращение звучит фраза, что администрация Краснодарского края рассматривает вопрос принятия мер, направленных на восстановление подъездных путей. Рассматривает так пристально, что на это ушло уже
Перед памятными датами (9 мая и 13 ноября) указанную дорогу грейдируют, и на этом — все. Сам объект культурного наследия находится в собственности Махошевского сельского поселения Мостовского района по решению суда от 29 ноября 2019 года. Однако выделять деньги на отсыпку пути к мемориалу местные власти не могут — не положено, так как это не дорога местного значения, она не связывает населенные пункты и не попадает в подпрограмму «Строительство, реконструкция и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории Краснодарского края». А значит — регион не может оказать финансовую поддержку муниципалитету для строительства данного подъездного пути.
Тут возникает вопрос. Неужели за столько лет нельзя было инициировать процесс передачи дороги из лесного фонда в собственность сельскому поселению? Понятно, что для этого чиновникам нужно лишний раз шевелиться, готовить множество документов и так далее. Но разве сохранение памяти не важнее? В этом году в ноябре исполняется 80 лет со дня трагедии. Это ли не повод взяться за дело и
В этом году Владимир Овечкин, не видя действий от властей, обратился с просьбой о содействии в решении проблемы к епископу Армавирскому и Лабинскому Василию. Тот также задал вопросы об отсыпке дороги администрации Мостовского района. В марте епископу пришел ответ за подписью главы МО Сергея Ласунова. В нем все то же: дорога во владениях лесного фонда, и сделать с ней
Также глава района сообщил, что администрация МО совместно с краевым департаментом архитектуры и строительства подготовила
К памяти — через тернии…
Корреспонденты «Вольной Кубани» решили самостоятельно проверить состояние дороги в Михизееву Поляну, ее «общедоступность» в сухую погоду и посмотреть на сам мемориальный комплекс. Для этого 31 мая мы отправились в станицу Ярославскую Мостовского района вместе с написавшим нам письмо Владимиром Овечкиным.
В Ярославской нас встретил председатель местного
Вместе с нами в памятное место решили отправиться родные и друзья Сергея Танкова, а также воспитанники патриотического клуба. Они совершают такие поездки регулярно, чтобы почтить память погибших земляков.
Мы погрузились в кузов автомобиля ГАЗ и тронулись в путь. Первое, на что обратили внимание, — нет ни одного указателя, который бы сообщил о том, что недалеко находится мемориальный комплекс «Михизеева Поляна». Как не знающему местности человеку добраться туда — непонятно. Лесной дороги нет на карте, навигатор тоже не поможет.
Миновав станицу Махошевскую, оказываемся у того самого подъездного пути. Сначала дорога сносная — остатки былого гравия делают ее
Очевидно, что легковой автомобиль не проедет здесь даже в сухую погоду, повредит себе и днище и колеса. Нужен внедорожник или грузовик. А это уже делает дорогу далеко не общедоступной, как утверждают в своих ответах чиновники.
Сделать как в белорусской Хатыни!
…Путь от Ярославской до территории уничтоженного поселка занял у нас больше часа. И наконец взору открылась та самая поляна. Здесь можно увидеть мемориальный комплекс — памятник стелу, семь поминальных металлических крестов на местах казни жителей и расстрельный камень со следами от пуль. Ни одно из строений, конечно, не сохранилось.
Заметно, что перед 9 Мая скосили траву, правда не везде. В День Победы возложили венки к памятнику. Но на этом все. Краска на пьедестале стелы и лавочках взъерошилась, уже явно требует обновления. Приехавшие с нами местные жители отметили, что
По словам Сергея Танкова, здесь хотели возвести часовню в память о мучениках — невинноубиенных жителях поселка. Даже установили поклонный крест недалеко от расстрельного камня. Инициатором выступила женщина, чьи родные погибли здесь от рук фашистов и полицаев. Но она скончалась, так и не завершив начатого дела.
В целом атмосфера на поляне пропитана умиротворенной грустью заброшенного места. Там чувствуешь себя отрезанным от всего мира. А когда осознаешь, насколько трагические события здесь произошли почти 80 лет назад, сколько крови увидела эта земля, становится жутко и слезы невольно наворачиваются на глазах. И
Важность сохранения этого места и памяти о нем настолько очевидна, что нам, молодым журналистам «Вольной Кубани», даже странно указывать на это. Особенно актуальна тема в условиях современной реальности, когда мемориалы советским воинам с остервенением оскверняют и сносят в Европе. Как можно воспитать патриотизм и бережное отношение к истории в детях, не подавая собственного примера? Почему местные, у которых болит душа за Михизееву Поляну, сталкиваются с безразличием чиновников? Когда будет разрушен замкнутый круг в вопросе ремонта лесной дороги?
Из Михизеевой Поляны можно и нужно сделать настоящий музей под открытым небом, как в белорусской Хатыни!Но пока мы видим, что местные власти фактически предают становящуюся год от года все более священной память о казненных безвинных кубанцах, а фактически — память о Великой Отечественной войне.
Кристина Кузнецова.