Патриотизм за деньги: что заложено в госпрограмму до 2020 года, кроме платы за ее разработку
Внимательно вчитываясь в содержание документа, выяснил несколько любопытных вещей.
Начнем с того, что проект программы написан в лучших традициях российского бюрократического стиля. «Наблюдающееся снижение в общественном сознании роли российского патриотизма как ценностно-смыслового ядра развития личности, семьи, общества и государства является одной из причин низких темпов инновационного развития российского общества». Каково? В документе столько раз использован термин «инновации», что смахивает на мантру.
Разработчики проекта совершенно справедливо говорят о тенденции сокращения в обществе людей, способных воспринимать ценности патриотизма. Что упущено в прежние годы, что требует корректировки? Прежде всего, кардинальное изменение преподавания истории в школе. Сейчас на всю вторую мировую войну отводится максимум шесть часов. Что может узнать, запомнить и чем станет гордится выпускник? Ничего и ничем. Однако в программе об этом ни слова. Есть некие размытые формулировки типа «создание системы патриотического воспитания в каждой образовательной организации, трудовом и воинском коллективе, превратив их в центры патриотического воспитания».
Изменения требует программа изучения литературы в школе. Может быть, есть смысл заменить некоторые произведения на «Горячий снег», «Живые и мертвые», «А зори здесь тихие»? Можно найти подходящие произведения и для младших классов — яркие, понятные, трогающие за душу. Тем более, что современное оборудование в школах позволяет использовать отрывки из фильмов. Неужели детские сердца не затронет эпизод неравного боя с танками орудийной батареи из «Горячего снега». Или бой девушек с немецкими диверсантами из «А зори здесь тихие»? Но об этом в проекте программы — тишина.
Ничего не сказано об изучении архивных исторических документов. Например, директив гитлеровской Германии об уничтожении славян, евреев и других народностей. Есть, правда, один из пунктов — стимулирование и поддержка творческой активности деятелей искусства и литературы по созданию произведений патриотической направленности. Если Бондарчук и Михалков станут и дальше снимать такие фильмы, как «Сталинград» и «Цитадель», то пусть лепят подобные шедевры за счет инвесторов, а не государства.
В одной из школ Краснодара, где проводил «Урок мужества», рассказали о коллективном просмотре «Сталинграда». Прежде чем школьники отправились в кинотеатр, с ними провели беседу, объясняя, как нужно воспринимать эту картину. Кому нужны такие «шедевры»? На какие цели планируют потратить 1,8 миллиарда рублей Росмолодежь, Роспатриотцентр, Минобрнауки, Минкультуры и Минобороны — главные исполнители программы?
Как следует из документа, на совершенствование системы патриотического воспитания на основе внедрения научнообоснованных инновационных технологий и механизмов воспитания патриотизма, на разработку учебно-методических пособий и рекомендаций в области патриотического воспитания с научным обоснованием применения в современных условиях инновационных методов работы с каждой категорией российских граждан. И еще на ряд подобных целей. Думается, государственные деньги уйдут в пустую, поскольку ни на декларируемую поддержку издания и распространения литературы, электронных и печатных СМИ, специализирующихся на патриотической тематике, ни на перестройку учреждений культуры и информационного обеспечения патриотического воспитания средств не останется.
Есть еще одна статья расходов — разработка стратегии развития системы патриотического воспитания граждан РФ до 2025 года.
Вот и весь патриотизм.
Сергей Капрелов
Специально для «ВК Пресс»
Фото: lepeta.net