Ансамбль танца Игоря Моисеева поздравил женщин Кубани с 8 марта
В Краснодаре они выступают впервые, и это стало возможным благодаря усилиям министерства культуры Краснодарского края, спонсора — Газпромбанка, а также лично заместителя руководителя Кубанского казачьего хора Анатолия Арефьева.
График прославленного коллектива расписан на много месяцев вперед, их ждут не только в городах России, они с успехом выступают на лучших сценах мира. И так случилось, что 8 марта их выступление запланировано в Майкопе. Но прилететь в Краснодар, и быть в нем только проездом — это просто несправедливо. Так посчитал Анатолий Арефьев, и начал переговоры. Подключил тяжелую артиллерию — наше министерство культуры и спонсора. Таким образом, моисеевцы — законодатели танцевальной моды, гуру в своем деле — оказались в Краснодаре и дали внеплановый концерт. Это все со сцены рассказала директор ансамбля Елена Щербакова.
Какой же это был замечательный концерт! Всех прекрасных слов русского языка не хватит, чтобы описать те ощущения, чувства и эмоции, которые охватывают после просмотра этих сногсшибательных танцев.
Программа началась замечательным русским танцем. Казалось бы, чего мы в нем не выдели: обычные неспешные, хороводные движения, перестроения. Но это только первые впечатления. Танец, будто карусель, медленно набирает обороты, а потом кружит вихрем — только успевай наблюдать за мелькающими синхронно ногами артистов.
Следующий танец — «Калмыцкий» — просто перевернул мировоззрение. Как можно так владеть телом? Да что там телом, работала каждая мышца артистов. А в танце их выступало трое, и каждый, по очереди, показывал чудеса мастерства. Все их движения просто завораживали, изредка в течение всего действа с восторгом переглядываешься с соседом, и взглядом спрашиваешь: «Как? Как они это делают? Невероятно!». Естественно, танец нужно видеть. Но попробую описать. Это, как я понимаю, танец охотников, которые подражают животным. Я рассмотрела тетерева — вот он весь разволновался, распушился, крылья на ветру заколыхались. А вот сокол высмотрел жертву. Артисты жестами, мимикой, движениями показали на сцене настоящий спектакль. Заставили поверить в драму, разыгравшуюся в калмыцких степях. Они даже заставили время остановиться, когда втроем в замысловатых позах застыли в прыжке. Позже я прочла, что это был один из любимых танцев Игоря Моисеева, настоящая жемчужина в ожерелье сотен танцев, им поставленных.
Понравились все композиции и хореографические картины. Но если рассказывать о каждой, могу похитить у читателя, который еще не знаком с творчеством ансамбля, то чудесное чувство открытия нового.
Но удержаться невозможно, поэтому поделюсь впечатлениями о
Хореографическая картина «Воскресенье» буквально вернула на столетие назад в провинциальный купеческий городок. Скучающая купеческая дочь с горничной на лавочке щелкают семечки, но настроение их быстро меняется, когда на горизонте появляется молодой человек с балалайкой и его слуга с гитарой. Как тонко артисты подметили характеры героев: избалованная купчиха, всегда на вторых ролях горничная, галантный и предупредительный до нельзя кавалер. И как лихо они отплясывали кадриль!
Впечатлила также хореографическая постановка «Партизаны». Смеркается, отряд партизан передвигается на лошадях в лесу. Но как они это делают? За широкими длинными бурками не видно ног, и такое впечатление, что партизаны плывут в тумане, словно передвигаются на гироскутерах, или другой вариант — подвижная сцена крутит их. Даже если ты идешь достаточно плавно, все равно части тела
Во втором отделении зрители увидели и новый танец «Тляпатет», который поставил моисеевцам художественный руководитель адыгского танцевального ансамбля «Нальмэс» Аслан Хаджаев. «Тляпатет» — это название старинной обуви на высокой деревянной подошве. Ее в Адыгее в древности носили девушки княжеского сословия.
Около 20 девушек в национальной одежде с легкостью лебедушек выплыли на сцену на высоченных деревянных каблуках, сантиметров
Говорят, чтобы попасть в ансамбль, артисты проходят жесткий отбор. Многие пришли из труппы Большого театра, окончили академию балета Вагановой. Потом еще долго проходят отточку в самом коллективе. Но я бы еще отметила, что здесь работают многие
Чего только стоят трюки в греческом «Сиртаки», в мексиканских танцах, во фрагменте флотской сюиты «Яблочко»! А танец аргентинских пастухов «Гаучо» состоит сплошь из трюков высочайшей пробы. Он заслуженно вызвал шквал оваций! В нем все было прекрасно! Национальные костюмы, музыка, сложнейшие движения. А какие красавцы артисты. Думаю, добрая половина женщин моментально влюбилась в аргентинских мачо, потому что энергия от их искусства исходила невероятная, она как лавина сошла на зрителей. Несомненно, все следили за их ногами. Эти подвыверты в сапогах со шпорами, чечетка — завораживающе. Движения точны и синхронны, «комар носа не подточит» — это точно про них.
Артистов долго не отпускала публика. На бис матросы и «аргентинские охотники» исполнили еще несколько трюков — зал встал.
Концерт — мощная прививка искусством. Испытываешь гордость за то, что такой коллектив родился в России, что на протяжении 80 лет он бережет уникальные народные танцы мира! Обязательно нужно приводить на концерты ансамбля детей, подростков, да и взрослым не помешает! За два с половиной часа соприкасаешься со многими культурами мира, и эта сопричастность дает четкое понимание его единства и ощущения в нем себя.
Приехали домой, а все не отпускает, уснуть нельзя — такой мощный заряд энергии дало представление, что впору самому в пляс пуститься. Да, несомненно, приезд ансамбля имени Игоря Моисеева — значительное событие в жизни города. Жаль, что только один концерт. Но как сказала директор ансамбля Елена Щербакова: зовите и мы приедем. Так что есть надежда, что мы еще раз увидим выступление этого уникального коллектива.
И. Васильева
Фото: www.moiseyev.ru