Был обычай на Руси - ночью слушать Би-би-си. Сейчас лучше или хуже?
25 лет назад 29 ноября в СССР перестали «глушить» радиостанцию «Свобода», радио «Голос Америки» вышло в чистый эфир чуть раньше. Это был один из первых шагов гласности. Но как это бывает, с прекращением запрета «запретный плод» мгновенно перестал быть «сладким» и «голоса» в Союзе тут же перестали слушать. А зачем? Тогда слушать советское радио и смотреть советское телевидение было значительно интереснее – они начали «открывать глаза» на СССР так, как «Голосу Америки» до этого и не снилось…
А в советские времена наверняка каждый обладатель «Спидол» тайком ночью слушал «вражеские голоса», так называло советское руководство эти радиостанции.
На СССР вещал не только «Голос Америки» и радио «Свобода», еще - «Немецкая волна», «Русская служба ВВС», «Радио Ватикана», «Голос Израиля» и другие, работавшие в коротковолновом и средневолновом диапазоне. Советское руководство как могло боролось с их присутствием в эфире.
СССР первым начал вещать на Запад – это сделало «Московское радио» (потом – «Голос России») еще в 1929 году. А ВВС сделала ответный ход лишь в 1946-м, «Голос Америки» присоединился год спустя. Еще через год в СССР придумали «глушилки». Это официально называлось «постановкой помех» или «радиоэлектронной борьбой». Фактически выражалось во врывающемся в мирный эфир монотонном реве, напоминающем звук то циркулярной пилы, то работающего дизельного трактора.
Дело было поставлено с размахом. Денег на жалели. Генераторы шума не смолкали по 24 часа в сутки, и так в течение нескольких десятилетий. Но они имели небольшой радиус действия, поэтому в сельской местности «вражеские голоса» можно было слушать без помех. Советским людям рассказывали об объективном положении дел в мире и в их собственной стране. Эти передачи стали для единственным источником информации, свободной от советской пропаганды. В них ведущие рассказывали о преимуществах демократии и рыночной экономики, правах человека и либеральных ценностях, звучало много зарубежной музыки и развлекательных программ. Указывалось на отсутствие в Союзе реальных свобод (свободы слова, вероисповедания, передвижения, и т.д.), а также на «западные ценности» – верить в Бога, какого хочешь, читать книги, какие хочешь и слушать музыку, какая тебе нравится. По большому счету, политика «Голоса Америки» была проста до примитивизма: ставилась задача показать советским людям, насколько у нас в стране все паршиво.
По подсчетам, «вражьи голоса» слушали до 40 миллионов человек. Ходила даже поговорка: «Есть обычай на Руси – ночью слушать Би-би-си».
Несмотря на то, что возраст мой был в те годы совсем юный, я помню, как, выезжая с семьей на дачу, вечером, сидя у костра, папа настраивал приемник на «запрещенную волну». Об этом говорили шепотом, предупреждали, что может за это быть и строго велели об этом не болтать друзьям-подругам. То, о чем говорили «голоса» – было мне тогда неинтересно. Но музыка… необычная, мелодичная, непривычная «советскому уху», завораживала. Репертуар музыкальных программ был весьма разнообразным: хард-рок и кантри, джаз, хит-парады и рок-классика.
Совсем другим эти «голоса» были для моих родителей…
Советы, по-прежнему пытаясь уберечь народ от «потрясений» и скрывая тяжелую правду о РЕАЛЬНОМ положении дел (насколько это было возможно), не могли не сознавать, что уходила ЭПОХА... На семейных праздниках с гостями все чаще обсуждали «политику партии», и - о Боже! - правителей, слушали Высоцкого, Окуджаву, Розенбаума, «блатняк»… Хотя верили «иноземцам» все же напополам. Понимали, что правда где-то посередине. Именно благодаря «голосам» обладатели «Спидол» в Союзе узнали и о корейском «Боинге», и о Чернобыле.
Но наступила середина - конец восьмидесятых. С приходом Горбачева началось такое…, что уж никакие «глушилки» были не нужны. В родной стране происходило на глазах покруче, чем «шипели» иностранные радио.
На самом высшем уровне разрешили, наконец, говорить правду. Помню, главным тогда развлечением стало смотреть телевизор. Если до этого его включали только чтобы посмотреть «Спокойной ночи, малыши» и программу «Время», то теперь можно было понаблюдать за шоу на съезде партии. Это стало прямо семейным развлечением. Но самое яркое телевпечатление того времени — передача «Взгляд»... Оказалось, что у нас в стране столько всего интересного происходит! Вдруг выяснилось, что у нас действительно ВСЕ очень плохо и даже отвратительно… Как нам плохо, нам объясняли с тех же трибун, с которых раньше говорили о «достижениях». И это обличение было гораздо приятнее слушать, чем перечисление достижений. Это так щекотало нервы!
Все перевернулось с ног на голову и наоборот. Сводки новостей из жизнеутверждающих превратились в шокирующие…Все, что было раньше - чистой воды блеф, вместо достижений - развал!
И в этой ситуации «вражеские голоса» для тех, кто периодически их слушал, оказали неоценимую услугу. Они стали некой подушкой безопасности для неокрепшего сознания. «Ведь говорили, что плохо», то есть люди были уже подготовлены мало-мальски. А вот для основной части населения страны эта гласность стала «обухом по голове». Если раньше наши правители старались не «будоражить народ без нужды», очень долгое время замалчивая очень многие нелецеприятные для страны вещи. А к тому, что происходило в середине восьмидесятых, многие совсем оказались не готовы.
Многие сегодня утешают себя тем, что хоть «демократия» и принесла развал промышленности, науки и культуры, расцвет преступности, зависимость страны от иностранных держав, зато теперь у нас — свобода слова. Но может быть, это снова миф? Да, сейчас можно высказаться по любому поводу, написать в Интернете, соцсетях…
Цензуры нет! Дошло даже до того, что идет разговор о ее введении. Обсуждают: должны ли журналисты и публичные люди нести ответственность за свои слова и нужен ли орган контроля за тем, чтобы не было злоупотреблений этой свободой.
Также говорят, что сейчас конкурентная борьба и поглощения на российском медиарынке идут своим чередом. О неравных возможностях независимых и проправительственных СМИ. Среди владельцев СМИ теперь предприниматели и компании, у которых нет проблем с властью. Не говоря уже о самом государстве, которое владеет двумя центральными телеканалами. Это дает повод для обвинений в адрес властей в наступлении на независимые СМИ и на свободу слова вообще. Похоже, впрочем, что настоящие проблемы со свободой слова возникают как раз в регионах. Учредителями, спонсорами, владельцами тысяч городских и районных газет до сих пор выступают местные власти. В масштабе всей страны они тратят на это миллиарды рублей. Абсолютно неконкурентоспособны, госфинансирование их лишает стимула к развитию. Новости «околотка» в таких газетах обильно сдобрены неприкрытыми восхвалениями местных губернаторов или мэров.
Некоторые утверждают, что независимые СМИ – это МИФ. Любое СМИ зависит так или иначе от редакционной политики, а значит, от мнения людей, которые оплачивают работу редакции. Если брать за основу «независимости» удаленность от административной кормушки, то навскидку в России серьезных независимых СМИ наберется с десяток от силы. В них серьезные люди с именем публикуют серьезные вещи. Оппозиционные, отчаянные и порою злые материалы этих газет, наверное, можно считать независимыми. Но компиляции этих статей в обрамлении неудачных рекламных блоков - это не независимое СМИ!
Поэтому в мире все настолько относительно. По сравнению с 60-70 годами прошлого века в России ого-го какая свобода слова! А только попробуют в СМИ, сидящем на бюджете, сказать что-то против власти, кормящей их, сразу узнают про свободу слова!
Инна Мочалова
Специально для «ВК Пресс»