Краснодар неоднократно признавался социологами лучшим городом для жизни в России. Отчеты готовились не сегодня...
Краснодар неоднократно признавался социологами лучшим городом для жизни в России. Последний раз столь высокой оценке краевой центр удостоился на XII Общероссийском форуме "Стратегическое планирование в регионах и городах России: выстраивая систему". Один из показателей, сыгравший в пользу столицы Кубани – положительная ситуация с транспортом. Если бы социологи готовили отчет сегодня, то вряд ли Краснодар возглавил список самых лучших городов страны.
Возвращаясь вчера с работы, вместо 20-25 минут, которые как правило, уходят если ехать на трамвае от центра города до остановки «Полины Осипенко», добирался 50 минут. На улице Железнодорожной трамвай простоял минут двадцать. Дождь и последующее снижение температуры привели к образованию на электролиниях корки льда. По дороге к дому на глаза попались несколько упавших под весом льда веток деревьев. За ночь погода к лучшему не изменилась.
Логично было бы предположить, что аварийные службы рано утром сегодня должны быть наготове. Тем более, что ГУ МЧС по Краснодарскому краю на своем сайте накануне разместило предупреждение: «Местами по краю ожидается сильный гололед».
В 07.10 выхожу из дома на трамвайную остановку. На горизонте - ни одного вагона. Прождав минут 15, перехожу на троллейбусную остановку, где можно сесть на маршрутное такси. На тротуаре поваленные деревья, крупные ветки. Маршрутки, следующие от Гидростроя, набиты до отказа и проезжают мимо. Возвращаюсь на трамвайную остановку. Минут через пять останавливается трамвай №20. Он не едет в центр, но сажусь, рассчитывая добраться до улицы Северной, там пересесть и доехать до редакции. Вагон ползет с черепашьей скоростью, с проводов то и дело летят искры.
- Внимание, пассажиры! Из-за сложной погодной обстановки вагон пойдет либо через Дмитриевскую даму, либо до Кооперативного рынка, - объявляет водитель.
Через сотню метров после тоннеля трамвай останавливается.
- Впереди стоят вагоны, когда поедем, неизвестно. Кто спешит, можно выйти, - говорит по громкой связи водитель.
Ладно, пройду до вокзала Краснодар-I, там пересяду на маршрутку или троллейбус. Трамвайные пути стали пешеходной дорожкой. Скользя, кое-как выбираюсь на тротуар. Через десяток-другой метров поперек тротуара лежат поваленные деревья. Снова спускаюсь на трамвайные пути. Грязь, лужи, темень. Чертыхаясь, кое-как иду дальше. Перед остановкой «Стадион Кубань» наглухо застряли трамваи – впереди лежит поваленное дерево, не проехать. И тут за спиной падает дерево. Меня обдает щепками. Оборачиваюсь — крона валяется опять на рельсах. Лишь по счастливой случайности дерево, рухнувшее под весом льда, никого не ушибло. Могло бы, возможно, и убить - вес немалый.
Сворачиваю на улицу Железнодорожную. Картина такая же: несколько рухнувших под весом люда деревьев заблокировали движение. На Привокзальной площади ни троллейбусов, ни маршруток, ни такси. Прождав минут десять, решаю добираться до центра пешком.
На улице Ленина недалеко от вокзала около упавшей пожилой женщины скопились люди. Она, подскользнувшись, сломала руку. Кто-то по мобильному вызывает скорую помощь:
- Сказали, что подъедут, но когда именно, неизвестно, - сокрушенно говорит мужчина.
Улица Ленина. Обледеневший тротуар, скользко. Приходится идти мелкими шагами, внимательно глядя под ноги. На улице Седина авария. Столкнулось два автомобиля. Забегая вперед, отмечу, что по данным ГИБДД на утро, в Краснодаре произошло 56 ДТП.
8.25. Остановка на пересечении улиц Мира и Коммунаров, люди тщетно ждут общественный транспорт. Видно, быстрее дойти до редакции пешком. Улица Красная. Здесь последствия стихии почти незаметны. Лишь неподалеку от краевой администрации на проезжей части лежит рухнувшее дерево.
9.00. Как «по заказу», начинает моросить дождь. Идти становится труднее: лед да еще и вода, очень скользко.
10.27. Наконец добрался до редакции. Открываю сайт администрации края. «В связи с погодными условиями по поручению губернатора создан оперативный штаб. Штаб начал работу еще ночью. На круглосуточный режим работы переведены все экстренные службы региона». Сводка новостей пестрит названиями улиц краевого центра, где отмечены падения деревьев, перечисляются районы, где из-за падения обледеневших деревьев нет электроэнергии...
В пресс-службе ГУ МЧС в 11.30 сообщили, что в результате стихии, обрушившейся на Краснодар, пострадавших нет. Так ли это или нет, узнать не удалось. В травмпункте больницы №1 отказались что-либо сообщить без санкции главврача. В приемной медучреждения ответили, что главврач занят.
В «Кубаньэерго» сообщили, что в ликвидации технологических нарушений в распределительном комплексе задействовано 110 бригад общей численностью более 350 человек и 48 единиц специальной техники. Судя по данным городской администрации, размешенной на официальном сайте, к концу дня системы жизнеобеспечения города должны быть восстановлены.
Вероятнее всего, исчерпывающая информация о последствиях стихии, сумму ущерба появятся позже. Пока можно констатировать лишь одно – Краснодар к стихии не был готов. Вечером 20 января было ясно, что погодные условия на следующий день не станут благоприятнее. Почему же тогда аварийные и прочие службы не были приведены в готовность номер один заранее? Почему последствия ледяного дождя бросились устранять тогда, когда остановился общественный транспорт, без света остались дома и социальные объекты? Ведь в Краснодаре более или менее сильный дождь всегда вызывает транспортный коллапс. Не говоря уже о ледяном.
Когда же наконец-то город будет готов встретить стихию? И как беспомощность аварийных служб сочетается с титулом лучшего города России?
Сергей Капрелов
Специально для «ВК Пресс»
Фото автора