Не сошлись с классиками: народные коллективы никому не нужны


Министерство культуры РФ совместно с Союзом концертных организаций России работают над Концепцией развития концертной деятельности в стране до 2020 года. Но вот незадача, про народные коллективы в этой Концепции не сказано ни слова. А это значит, что финансирование, гранты, выступления для национальных ансамблей, хоров и оркестров будут недоступны в ближайшие семь лет.

Это только на первый взгляд все тихо и прекрасно. А проблема оказалась очень даже острой. Министерство культуры РФ совместно с Союзом концертных организаций России работают над Концепцией развития концертной деятельности в стране до 2020 года. Но вот незадача, про народные коллективы в этой Концепции не сказано ни слова. А это значит, что финансирование, гранты, выступления для национальных ансамблей, хоров и оркестров будут недоступны в ближайшие семь лет. Как согласиться с такими перспективами?

Чтобы разобраться в проблеме, руководители профессиональных национальных коллективов Москвы, Урала, Сибири, Поволжья, Южного Федерального округа и Северокавказских республик собрались в Краснодаре в Доме Кубанского казачьего хора и обсудили волнующий всех вопрос.

Председатель Союза концертных организаций, директор тюменской филармонии Михаил Бирман, связавшись с участниками собрания по скайпу, предложил оставить уже созданную разработку, затрагивающую интересы только сферы академической музыки. И дополнительно инициировать концепцию развития народного и национального искусства. Но такое предложение представители коллективов не одобрили.

- Все народные инструменты и народное искусство исключительно в нашей стране принято относить к видам искусства не элитарного, - отметила продюсер государственного академического русского народного ансамбля «России» имени Л.Г. Зыкиной Елена Климова. - Не в одной стране мира гитара или аккордеон не относятся к народным инструментам, они являются академическими. Почему-то у нас гитара, баян, балалайка, домра – относятся к народным видам инструментов. И общество уделяет больше внимания академическим коллективам. В последнее время мы часто сталкиваемся с тем, что нас считают националистами: мы боремся за возрождение и поддержку национальной культуры.

Что такое академическое искусство сегодня – достаточно спорный вопрос. Адресовать его лучше музыковедам и теоретикам. Но говорить о том, что к академистам относятся, скажем, только скрипачи, тоже не верно. В конце концов, если окунуться в историю, та же скрипка на смоленских свадьбах фигурировала огромное количество раз. Следуя общей логики, ее тоже можно отнести к народному инструменту, тем не менее, она находится в реестре академических.

Да и вопросов к самой концепции у специалистов немало. Специалисты нещадно критикуют ее качество и отмечают спорность, затрагиваемых в ней вопросов. Однако сумма, выделенная на написание этого документа, впечатляет: два миллиона рублей

- Ту концепцию, которую мы прочли и проанализировали, собственно концепцией и не назовешь, - прокомментировала Елена Владимировна. - Каждая глава противоречит предыдущей. В одной главе, например, авторы утверждают, что раньше все было монополизировано и централизованно и сейчас нужно от этого уйти. А в итоге приходит опять к монополизированности и централизованности. Более или менее конструктивная идея появляется только где-то к пятидесятой странице. У меня есть предложение к министерству культуры: отзовите деньги у тех, кто взялся за написание концепции и передайте их другим, более компетентным в этом вопросе специалистам.

Народное искусство, действительно уходит на задворки, не находя поддержки и понимания. Нет его на телеэкранах, на всероссийских концертах, на общенациональных праздниках. Да что там говорить, даже в филармониях к национальным коллективам относятся с небольшим энтузиазмом. Там мы скорее увидим афишу концерта популярного исполнителя, шансонье или юмористического коллектива, чем выступления народных оркестров. Почему? Возможно, кто-то считает, что народные инструменты недостойны звучать в стенах, где царит классика? Но ведь никто не тянет на сцену бытовую культуру. Как отметил художественный руководитель и главный дирижер Кубанского казачьего хора Виктор Захарченко, бытовую культуру на сцену не перенесешь, она нуждается в художественном переосмыслении. Да и в репертуаре национальных оркестров давно уже появились произведения композиторов-классиков и зарубежные хиты.

- Наше богатство – национальная культура, - говорит Виктор Гаврилович. - В нашем регионе проживает множество народов. Культура каждой из них – уникальна. И очень важно, чтобы о ней мы узнавали посредством первоисточника.

Пока мы помним культурные основы своего народа, ценим творчество наших земляков, мы можем быть уверенными в будущем, сохранить традиции и воспитать достойное поколение.

Анастасия Воронович

Специально для «ВК Пресс»



Похожие материалы