Ненавистный 94-ФЗ «причесывают»: людям станет легче?
Система госзакупок с выбором самого дешевого поставщика – исполнителя настолько уже напакостила во всех отраслях, что сами чиновники не стесняются отвешивать ей ядреные «комплименты». Опыт показал, что «завязка» только на дешевизне – без определенных гарантий, без учета опыта и вообще чего бы то ни было – дело гиблое и бесперспективное. Выражается это в том числе и в невозможности «развязаться» с недобросовестным исполнителем, сорвавшим все сроки, по-быстрому. В этой части и станет проще: теперь не надо будет подавать в суд (это на практике занимает около 4-5 месяцев), а появится возможность разорвать договор в одностороннем порядке буквально за 10 дней. Елки-палки, не может быть…
Действительно, в настоящее время в Совет Федерации направлен Проект Федерального закона N 117991-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Ох, последний случай «разбора» ситуации с невеселыми последствиями именно положений 94-ФЗ «ВК Пресс» проводил буквально несколько месяцев назад: жители села Пушкинского оказались заложниками именно федерального закона. Люди не дождались обещанного газа в своих домах не только к началу отопительного сезона, как должно было случиться, но и к его окончанию. Подрядчик не уложился в сроки, не обеспечил качество работ – то есть с большим натягом доделанные работы оказались бракованными, трубы не держали давление газа. Власть не разрывала отношения, потому что не было никаких гарантий, что это не затянется еще на дольше – процедура суда долгая, и подключала другие ресурсы для завершения дела – насколько это было возможно; сам подрядчик тоже был уже совсем не рад такому «заказу», поскольку при утверждении сметы контролирующие организации «подрезали» кое-что, подъэкономив бюджет – и все, приплыли. Люди остались зимой без газа, жаловались на власть во все инстанции, та пыталась влиять на подрядчика, а он оказался в больших минусах из-за непредвиденных расходов, не заложенных в договоре, не шибко реагировал на увещевания. И ведь все было по закону!
Да, случаются у нас глупости. И получается, что на всех уровнях. Причем приведенный пример – это один из очень многих, когда неперевариваемые ситуации, противоречащие здравой логике, возникали именно «благодаря» этому федеральному закону.
Давайте посмотрим, что же именно изменится.
Понятно, что Закон № 94-ФЗ не регулировал права на односторонний отказ от исполнения контракта. Теперь же любая из сторон может это сделать – при условии специальной оговорки в контракте на такое право для заказчика. Если можно заказчику, значит, можно и поставщику-исполнителю-подрядчику. До того, как решение принято, заказчик сможет провести экспертизу поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги с помощью привлечения экспертов. Последние привлекаются в порядке, установленном старым законом, № 94-ФЗ. И вот если экспертиза покажет нарушения условий контракта, это будет основанием для отказа. Будь то затянутые сроки или еще что. Конечно, мало кто может рассказать о сроках этой самой экспертизы, однако явно это быстрее судебного разбирательства, и намного.
Кстати, контракт будет считаться расторгнутым через десять дней после уведомления подрядчика о намерении разорвать отношения – данные экспертизы, судя по всему, должны будут быть одной из составляющих частей такого намерения.
Конечно, любая односторонняя категоричность может стать… поводом для злоупотребления, назовем это так. В проекте закона предусмотрено и «противоядие»: если за 10 отведенных для расторжения контракта дней подрядчик исправляет повод для претензии и оплачивает стоимость экспертизы, контракт продолжает свое действие. Повторное нарушение исполнителем условий, которые в соответствии с законодательством считаются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, приведут к отказу.
Все сложнее в том случае, если исполнитель решит отказать заказчику. В приведенном выше случае с газификацией в селе Пушкинском если бы заказчик, понесший непредвиденные убытки, решил бы «умыть руки» с нежеланного объекта, он бы слегка замучался это делать: «При нарушении условий контракта заказчиком решение об одностороннем отказе поставщика (исполнителя, подрядчика) может отменяться неоднократно», однако теоретически это все же возможно сделать.
Ну хотя бы так. Хотя бы администрации поселений не вынуждены будут разводить руками, оказавшись в глупой ситуации благодаря закону. Их жизнь станет хлопотнее, но результативней.
В случае расторжения контракта ими выставляется новый заказ – за вычетом той части, которая уже сделана либо поставлена.
Такое нововведение в законодательство о госзакупках, как возможность одностороннего отказа от исполнения контракта, в случае одобрения Советом Федерации и подписания Президентом РФ вступит в силу со дня официального опубликования.
И не только газификация – многие отрасли вздохнут с облегчением. Пусть не полной грудью, но все же. Да, подобной «штуковины», как закон № 94, повторно придумать невозможно.
Хотя… многое становится понятным почему-то только на практике. Не принесут ли изменения еще большую головную боль? Ведь что обидно – тяжелее всего такие законодательные недоработки и промашки обходятся простым людям.
Наталья Кулакова.
Специально для «ВК Пресс».