Несмываемый позор, или Как туалет на автовокзале подмочил репутацию Краснодара


Говорят, о культуре страны судят по состоянию туалетов. О культуре города, соответственно, тоже можно многое сказать по той же позиции. Увы, если так, то с культурой у нас очень, очень плохо. Просто невозможно…

Особенно обидно, что «убийственный» туалет находится в таком проходном месте, как центральный автовокзал.


Первая «достопримечательность» Краснодара

Автовокзал Краснодар-1 — очень оживленное место. Буквально каждые пять минут приходят и уходят автобусы, в каждом из которых — около 40 человек. Много проходящего транспорта, особенно летом, в курортный сезон: дорога и на Черноморское побережье, и на Азовское, и в Крым, и в Абхазию для автобусов идет в основном через Краснодар. Едут из республик Северного Кавказа, Ставрополя, Волгограда, Ростова, Воронежа — ожидание своего рейса на этом вокзале дает хорошую информацию о географическом охвате.

И куда первым делом отправляются пассажиры, прибывшие в Краснодар для пересадки или оказавшиеся на запланированной маршрутом остановке? Ну уж конечно не к ближайшему памятнику на Привокзальной площади, чтобы сфотографироваться. Особенности автобусных путешествий такие, что первым делом на любой остановке пассажиры отправляются в туалет.


Репутация города подмочена

А вот здесь, при таком активном пассажирском потоке, Краснодарский автовокзал в провале. Местным жителям, оказавшимся в одной очереди к кабинкам с приезжими, становится не только неприятно от увиденного и бьющего в нос, но и очень обидно за свой город: это действительно позорный туалет.

— Фу, Краснодар, какой колхоз! — зажимая нос, входят женщины в возрасте.

— Мама, я не пойду туда, там воняет! Давай уедем отсюда! Меня сейчас стошнит!

— Боже, ужас! Как так можно… Как здесь живут? Это же большой город!

Город-то большой, а вот впечатление о нем складывается по состоянию этих маленьких, но так необходимых всем живым людям кабинок.

Да, нос лучше зажимать. Ненадолго: когда подойдет очередь запирать дверь (обычным накидным крючком — да-да, такое еще есть), одной рукой придется поднимать юбку-макси или брюки: не хотелось бы подметать все это. Да какое там подметать — вытирать…

Особенно все обостряется в жару. Вроде бы и уборщица — вот она, вытирает пол, но он все равно постоянно грязный, и из этого туалета все равно просто хочется выбежать. Но если очередь, что не редкость для женского отделения, то приходится стоять и пропитываться «ароматами»: альтернативы на автовокзале нет.


Обидно, очень обидно за наш город. Зеленые улицы, чистые тротуары, южное солнце, современные торговые центры с отличными чистыми туалетами и сухим полом, где играет музыка, пахнет лавандой, современные краны, приличное мыло, сушилки для рук, салфетки — все бесплатно и при любом наплыве людей достойно. Проезжают автобусы по нашим чистым улицам мимо современных торговых центров. Заезжают на автовокзал. Бегут пассажиры в туалет. Все, репутация города подмочена. Гадюшник. Не ототрешься.


Важные мелочи

При этом надо сказать: сам автовокзал — в хорошем состоянии! И внешне и внутренне: видно, что свежий ремонт. Да, конечно, все достаточно минималистично и попенять есть на что. Непонятно, как такое возможно, но на автовокзале южной столицы нет кондиционера. Места пассажирам внутри не хватает — многие ждут рейсов не на металлических сиденьях (пусть они совсем не мягкие, но все же со спинками), а на площадке во дворе вокзала. Там просто деревянные лавки без спинок, причем их, бывает, тоже не хватает. Однако, в принципе, все достойно. Идет проверка багажа на ленте (хотя в прошедшую субботу она не работала), пассажиры проходят через рамку металлоискателя. Кофе-автомат, продажа прессы и всякой нужной в дороге мелочевки, несколько точек для перекуса… Езжу часто — и ни одной претензии к приобретенным продуктам ни разу не было, к тому же цены — вполне приемлемые, продавцы всегда терпеливы к пассажирам. Но туалет… Нельзя же так!!!


Замызганные полы. Ржавые чаши, вмонтированные в пол… Совершенно ржавые. Облезлые, внизу не белые, а практически черные двери кабинок. Есть кабинки, где смыв не работает. Во всяком случае в одной — точно. Раковина с трещиной. Дозатор с мылом, к которому не хочется прикасаться. Одна сушилка для рук не работает, вторая, частично замотанная скотчем, неожиданно включается, когда пассажирки просто проходят мимо…


Что отличает краснодарский туалет с хорошей стороны (ох как сложно говорить сейчас о хорошем) — сюда пускают бесплатно по билету. Без билета — 10 рублей. На других автовокзалах края посещение такого заведения стоит дороже — 15 рублей, и часто по билету бесплатно зайти нельзя. В Анапе состояние приличнее, но 15 рублей — железно отдай. Однако опять же: кто о бесплатном посещении в Краснодаре не знает (объявления нет!!!) — тот платит. И особенно громко возмущается: и за деньги, и в таких условиях!

Об этом туалете сообщается на сайте радиостанции «Эхо Москвы». Федор Шабанов в 2011 году рассказал, как наш автовокзал оштрафовали за то, что пассажиру невозможно было посетить туалет бесплатно.

Ну, а что касается чистоты… На железной дороге существуют санитарные зоны. А на нашем автовокзале есть антисанитарная.

Такой вот несмываемый позор для города.


Вопросы «Кубаньпассажирсервису»

Сейчас уже не так жарко, ситуация в этом заведении хоть и далека от идеальной, но все же полегче. Неужели все останется по-прежнему и дальше? А как же развитие внутреннего туризма? Кстати, туалеты на Кубани расположены вне зданий автовокзалов, в основном очень небольших. Это напоминает прежнее «сходить на двор до ветру».

Хочется задать вопросы «Кубаньпассажирсервису», отвечающему за состояние и работу автовокзалов, автостанций и автокасс на Кубани:

1. Когда планируется провести ремонт туалета на центральном автовокзале в Краснодаре?

2. Предусмотрено ли бесплатное посещение туалетов на автовокзалах (автостанциях) Краснодарского края пассажирами автобусов?

3. Обязательно ли размещение рядом с объявлением о стоимости посещения туалета информации о возможности бесплатного посещения при наличии билета?

4. Планируется ли ремонт туалетов на автовокзалах курортов Краснодарского края?

5. Какой пассажиропоток в летние месяцы на автовокзалах (автостанциях) основных курортных городов края — Анапы, Темрюка, Ейска, Туапсе, Геленджика, Новороссийска, Сочи, а также на автовокзале Краснодар-1?

Фото: Группа «Помоги Городу» в Facebook facebook.com/groups/helpcity/