Президентское сочинение: государственное дело или мертворожденный проект?
Дети не виноваты
«Современные дети не читают произведений русских классиков», «Современные дети в принципе перестали читать художественную литературу»,
Эти и еще многие нелестные слова периодически выливаются на современную молодежь, выпускников из уст предыдущих поколений. В сети можно увидеть много уничижительных видео, когда школьникам старших классов, студентам задают элементарные вопросы: кто написал «
Но, послушайте, разве дети виновны в этом? После развала Советского Союза в образовании страны наметилась тенденция к деградации. Вся старая система рухнула, взамен предложили то, что в других странах не прижилось, оболванило нацию. Старые программы, методики, учебники убрали из школ. Появились программы без апробаций, без экспертиз, по принципу: «Чей автор больше заплатил, на той и поставили печать «годно». Доходило до того, что в параллели четыре класса — и все четыре обучались по разным программам, коих появилось великое множество. Учителям дали право самим выбирать учебники и программы по предметам. Помню, как мне, тогда еще молодой учительнице, рекомендовали изучить учебник русского языка автораДомашнее задание — сплошь творческое: написать стишок, выучить текст. Тогда пришлось со скандалом отказываться от нее. А класс, который обучался по этому учебнику, не смог в конце года написать элементарный диктант. Родители вынуждены были брать репетиторов на лето, чтобы подтянуть грамотность ребятишек… Царил хаос в образовании! И вот на смену пришел, как казалось, спасительный ЕГЭ. Говорят, что внедрение ЕГЭ осуществлялось командой, возглавляемой Соросом. Многие из нее стали советниками при Правительстве и Министерстве образования России. И эти люди не могли не знать, к чему приведут внедряемые тестовые экзамены. К 2009 году даже до самой же Америки дошло, что эта система стала бомбой с массовым поражением молодежи. От ЕГЭ там отказались при Обаме. К слову сказать, везде в мире от него отказались.М. М. Разумовской . В нем совершенно отсутствовали правила по орфографии и пунктуации, упор делался на развитие речи.
Назад дороги нет
Однако нынешний ЕГЭ в нашей стране и тот, который был даже в 2009 году, отличаются как небо и земля. Сейчас нет «угадайки», меньше ошибок в заданиях. Например, ЕГЭ по русскому языку состоит из трех частей. Одна из них — это работа с текстом, а еще нужно написать
Периодически предложения об отмене ЕГЭ возникают на самом высоком уровне — в Госдуме и Совете Федерации. В этом году с законопроектом выступили депутаты от ЛДПР. Они предложили вернуть старый государственный экзамен.
Элемент не найден!
Понятно, почему старшее поколение ратует за возврат к старой системе образования. Она всегда оставалась предметом зависти для западных научных кругов. Даже в самые тяжелые годы сохранялся ИНТЕЛЛЕКТ НАЦИИ. Именно благодаря ему, а не советской власти и не экономике наша держава была величайшей в мире. Но, к сожалению, колесо истории невозможно повернуть вспять. Другими словами, пути назад нет. Все изменилось: страна, люди, цели, задачи… Нужно совершенствовать систему ЕГЭ. Прислушиваться к учителям, к выпускникам, к неординарно думающим людям от образования, которые из года в год варятся в этой системе. Не к чиновникам от образования, которые очень далеки от всего того, что происходит «на земле», в простых школах.Продумывать каждый шаг, а не шарахаться из стороны в сторону, как, например, получилось с президентским сочинением.
Про баллы забыли
Почему президент в послании к Федеральному Собранию в 2013 году решил реформировать ЕГЭ, вводя обязательное сочинение? Это случилось не вдруг.
Элемент не найден!
Хотя идея с его внедрением преследовала благие цели: проверить широту кругозора выпускников, умение мыслить и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы. Причем с самого начала говорили, что темы сочинения будут разрабатывать на стыке дисциплин (литература, история, естественные науки), чтобы выявить понимание выпускников различных тенденций, наблюдающихся в стране и мире. Кроме того, результаты выпускных школьных сочинений должны были учитываться при поступлении в вузы наряду с ЕГЭ. А еще придумали: сочинение должно стать допуском к ЕГЭ. Как допуском? Ведь оно — часть ЕГЭ.А теперь посмотрим, что из задуманного вышло в реальности. Почему президентское сочинение не оправдало ожиданий великих нашей страны, да и не только их?
В первый год около двухсот высших учебных заведений страны кинулись перепроверять школьные президентские сочинения, чтобы начислить абитуриентам дополнительные баллы. Но быстро поняли, что это плохая затея.
Итог: сейчас практически ни один вуз страны не начисляет за сочинение дополнительных баллов к ЕГЭ.
Зачем второй экзамен по литературе?
По поводу метапредметности сочинения. Уже в первый год стало ясно, что нагрузка по подготовке к сочинению ляжет еще одним непомерным грузом на плечи
Я вам скажу, это чрезвычайно трудно. Вот попробуйте. Тема сочинения: «Гордость или смирение обогащают личность?».
Элемент не найден!
Согласитесь, сразу ничего в голову не приходит. Или вот еще тема: «Как надежда помогает справиться с отчаянием?». Детям предлагают порассуждать на очень важные, вечные темы. Это неплохо. Но чаще всего литературные аргументы к таким рассуждениям притягивают, что называется, за уши.С
Читать больше не стали
С самого начала говорили, что экзамен не по литературе. Но ведь ни физики, ни математики, ни химики не приложили к нему руку. То есть о междисциплинарности сочинения говорить не приходится.
Совершенно ясно, что оно стремится стать похожим на наше старое доброе экзаменационное сочинение. И если в прежние времена писали по темам из художественной литературы, то сейчас темы шире, но все равно обязательно нужно обращаться к литературе.
Кажется, было бы лучше, если бы дети просто порассуждали на заданную тему. Ну взять ту же несчастную любовь или честность, добро и зло. Получится у них с литературным аргументом — хорошо, нет — приведут пример из жизни. Этот „литературный аргумент“ выглядит инородно на фоне предложенных тем. Художественным образом можно иногда проиллюстрировать свою мысль, но не аргументировать ее.
Кроме того, сейчас семимильными шагами возрождаем давно отмершую форму обязательного для всех передирания (в нашем случае заучивания) на бланк со шпаргалок „золотых сочинений“ по литературе.
Аргумент сторонников сочинения, что дети стали хоть
И если раньше
Угадайте, какое лидировало направление в этом году? В самом начале пути, когда только стали писать президентское сочинении, попадались яркие работы. А сейчас, признаются
В следующем году Министерство просвещения России грозит отменить объявление направлений сочинения заранее. Ну и что изменится? Ничего. В сети старшеклассники делятся впечатлениями: «Главное —И ведь этот мальчишка прав. О чем говорить, если в итоговом сочинении можно сделать по пять ошибок в каждом абзаце! И если оно соответствует хотя бы трем из пяти критериев оценивания — ставят зачет. На пересдачу идут единицы по всей стране. Наверное, те, которые только «фигвамы» умеют рисовать.что-то написать на 300 слов. Можно любой бессвязной лабуды. Все равно поставят зачет. У нас даже откровенные прогульщики сдали. Никому это сочинение не нужно».
Элемент не найден!
И дети прекрасно понимают фальшь. А сочинение действительно стало очередным ненужным ни государству, ни школе грузом.В ЕГЭ по русскому языку выпускники пишут
Чтобы Минпросвещения отрапортовало наверх: все в порядке, дети умеют писать и, быть может, читать.
Читайте также: Как правильно выбрать вуз и профессию: лучшие советы школьникам