Рок-политизация: гражданская позиция или «против ветра»?
Я давний поклонник творчества духовного вдохновителя и отца одной из самых старых команд, «Аквариума». Прослушав новый его шедевр, начал судорожно вспоминать другие песни, выискивая политическую подоплеку. Вспомнил всего одну композицию, которую с большой натяжкой можно соотнести с критикой политики государства Российского. В альбоме «Лошадь белая» 2008 года выпуска есть песня «Дуй», а в ней такие слова: «Завтра не придет. У нас всегда будет вчера». Согласитесь, ну очень призрачный намек на застой в политической жизни нашей страны.
О «Губернаторе» - чуть позже. Давайте совершим экскурс в недалекое прошлое.
Самым жестким обличителем власти был и остается Михаил Борзыкин – лидер группы «Телевизор». Альбом «Дежавю» - просто бомба! Рекомендую послушать. Хотя вышел он четыре года назад, сегодня более чем актуален. Чего стоит только песня «Заколотите подвал». Композиции «Квадраты», «Сиди дома», «Глупая», «Очки» - это о нас с вами. Мы не участвуем в акциях протеста, предпочитая безопасное обсуждение существующего строя, выбираем сомнительную и кажущуюся стабильность активной гражданской позиции. Поэтому слова: «Нас уже т...ют, а мы философы, за книгами прячем свою совесть, за «никами» нам бы отсидеться, а сердце - зачем нам сердце?» - как это не обидно, о нас.
Константин Кинчев – «Алиса» - также начинает втягиваться в критику существующей власти. Последний альбом «Саботаж» так и пестрит язвительными выражениями в адрес власть имущих и предержащих. «Нам дают понять, чтобы были по два, а тем, кто не догнал, тем 2.82(имеется ввиду сравнительно свежая статья 282 Уголовного кодекса «Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации»).
Внес лепту в рок-политизацию Юрий Шевчук («ДДТ»). Участник «Марша несогласных» выдал в последнем альбоме песню «Господин президент».
Дмитрий Медведев, что бы о нем ни говорили, придавал значение роли рок-музыки в политической жизни. Не зря в период своего президентства он встречался с лидерами таких популярных рок-групп, как «Машина времени», «Чайф», «ДДТ». Вероятно, это был способ частичной нейтрализации тех, кто «пламенным глаголом» да еще под риффы (аккорды) рока может посеять семена сомнений в мыслях и душах многомиллионной армии любителей этого направления музыки. Попытка Путина повторить Медведский ход не удалась. Мало того, что он грубо прерывал Юрия Шевчука, но и Диана Арбенина не приняла его шутки насчет молока. Провал…
Во время подготовки к его «второму пришествию» появилось много рок-композиций – от сатирических до жестко обличительных. Никому доселе неизвестная уральская группа «Раб фак» выдав песню «Наш дурдом голосует за Путина» моментально стала мега-популярной в Сети. Андрей Макаревич разразился песней «К нам в Холуево приезжает Путин». Хотя потешался он не над Путиным, а над чиновниками, которые готовы были пойти на все, лишь бы угодить кандидату в президенты №1:
«Всю ночь «менты» решали оргвопросы,
Друг другу наступая на мозоль,
И до крови дрались «единороссы»:
Кому встречать и подносить хлеб-соль.
Кому смешно, а вышло не до смеха, —
Элита на перроне собралась,
Вот только Путин так и не приехал,
А жизнь уже почти что задалась!»
Как вам? После прихода Путина во власть Макаревич был исключен из совета при президенте по вопросам культуры. Он подумал-подумал, и ответил песней «Крысы». Есть там такие слова:
«Я раньше думал, я гость в этом мире,
И каков он — не мне решать.
Но мне меньше и меньше нравится воздух,
Которым мне предлагают дышать».
Я перечислил только известные рок-группы, критикующие современный политический режим. Наверняка их гораздо больше.
Хочу также заметить, что творчество вышеназванных рок-музыкантов получило признание не только миллионов россиян. Они отмечены наградами власти государственной и духовной.
Борис Гребенщиков имеет орден "За заслуги перед Отечеством" четвертой степени - "За большой вклад в развитие музыкального искусства". Такой же награды был удостоен Андрей Макаревич.
Юрий Шевчук награжден медалью МЧС России "Участнику чрезвычайных гуманитарных операций", знаком отличия МВД "Серебряный крест" (дважды), Александровскими крестами за службу на Кавказе (дважды), наградным знаком "Участник боевых действий в Чечне", медалью "За ратную доблесть".
Константину Кинчеву за большие заслуги в возрождении России был вручен нагрудный Знак РПЦ «Почётный сотрудник Войсковой Православной Миссии».
А теперь, собственно, о БГ и его «Губернаторе». Вероятно, позже он расскажет о том, что его побудило хотя бы на время сменить ставший привычным абстрактный стиль на жесткую сатиру. Ходят слухи, что написал ее маэстро всего за час. В ней повествуется о главе российского региона, которому наплевать на то, что «губерния в огне». Говорят, БГ заинтересовался историей журналистки Аксаны Пановой, против которой было возбуждено уголовное дело после того, как она вступила в конфликт с губернатором Свердловской области Кувайшевым и руководителями силовых ведомств региона. По версии «Новой газеты» журналистке грозит до 15 лет лишения свободы, а все «потерпевшие» и свидетели в уголовном деле являются близкими к губернатору людьми.
Вот несколько фраз из новой песни «Губернатор»:
«Под костюмом от «Бриони» – наколки на груди, а мертвых журналистов и без тебя хоть пруд пруди. Губернатор, труби отбой полкам. Из центра, губернатор, пришел приказ - скормить тебя волкам».
Думается, фразу «пришел приказ - скормить тебя волкам» примерил на себя не только губернатор Свердловской области, но и кое-кто из его коллег, если они, конечно, слышали эту песню.
На мой взгляд, власть не отдает себе отчета о воздействии рок-музыки с политическим уклоном на молодежь. Попытки заткнуть телеэфир бездарно–бездуховной попсой в эпоху интенета – мартышкин труд. Между прочим, по мнению политологов, аполитичные «Битлз» внесли довольно ощутимый вклад в «разидеологиюй» советской молодежи, и, в конечном счете, в развал СССР. Так что процесс политизации русского рока – это своего рода очередной сигнал власти: «Ребята, у вас не все благополучно».
Добавлю, что все альбомы и песни находятся в свободном доступе в сети. Послушайте, хотя бы ради интереса, и давайте обменяемся мнениями. Может быть, я не прав в своей оценке.
Специально для «ВК Пресс»