Тотальный диктант: Зачем усложнять? или Не нужен примитив?
На официальном сайте акции «Тотальный диктант» подробно описано, как зарегистрироваться, кроме того, там можно найти ответы на часто задаваемые вопросы. Также в течение нескольких дней на этом сайте проводили онлайн уроки - напоминали грамматику и пунктуацию, разбирали наиболее сложные вопросы орфографии.
Здесь же можно было прочитать интересные факты об акции. Оказывается, «тотальный диктант» очень популярен в США. Его из года в год пишут наши соотечественники во многих городах различных штатов. В этом году впервые заявки подали жители Австралии. А всего за границей диктант написали около 20 тысяч человек.
Писать диктант
Автором текста «Тотального диктанта» стал детский писатель Андрей Усачев. К своему стыду, раньше о нем ничего не слышала. Говорят, по его сценариям сняли несколько мультиков. Не знаю, из мультяшного возраста уже давно вышла… В Википедии сказано, что книги автора перевели на иврит, молдавский, польский, сербский и украинский языки. А учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1–4 классов, книги «Декларация Прав Человека» и «Мои географические открытия» рекомендовало для изучения в школах Министерство образования России.
Как отбирают авторов текста тотального диктанта? Тайна за семью печатями. Например, в прошлые годы диктанты писали по текстам Бориса Стругацкого, Дмитрия Быкова, Дины Рубинной, Захара Прилепина и Алексея Иванова. Но это были не авторские «чистые» тексты, а дополненные, усложненные грамматическими и пунктуационными элементами. Известно, что текст всегда проверяется российскими академиками. Кстати, в этом году уже после окончания акции блогеры заметили в тексте грамматическую ошибку. Ранее на нее обратил внимание писатель Михаил Веллер. Слово «нескрываемом» у автора было написано слитно, но в предложении рядом с ним стояло зависимое слово — а значит, надо писать раздельно.
Но вернемся к самому диктанту. И
Надо сказать, что мы попали на то время, когда текст должен был читать сам автор — Андрей Усачев — в Новосибирском университете. Думали, что сразу начнется диктант, но не
Надо сказать, в плане орфографии наша часть текста не была очень сложной. Трудности могли возникнуть в написании «не» с различными частями речи, предлогов, сложных слов, наречий. Кроме того, диктант изобиловал именами собственными. Но вот пунктуация — караул! Такое нагромождение знаков редко встречается в одном тексте. И вводные слова, и уточнения, и причастные, деепричастные обороты, тире в различных вариациях, двоеточия. Ну кто бы мог подумать, что я сделаю ошибки в написании прямой речи. Причем не простой, а со словами автора посередине. Забыв про все, я оформила эту часть текста в виде диалога. Сказалась журналистская практика. В газете очень редко оформляется прямая речь, чаще всего диалог...
Художественная и смысловая ценность текста автора весьма сомнительна. Например, автор объясняет возникновение клинописи тем, что в древности юноши часто подбивали клинья под девушек: «шумеры видели вокруг себя так много клиньев, что и письменность изобрели — клиньями». Может быть, так и надо объяснять детям возникновение письменности — не знаю.
Минусы написания диктанта в режиме
В итоге наши оценки с дочерью — «три». Ни одной орфографической,
Нет, мы не расстроились (ну если только совсем немного), учитывая, что только один процент пишущих традиционно получает за тотальный диктант «пятерки». Тем более авторские скобки и уточнения мы выделили запятыми — это допускается, но компьютер засчитал как ошибки. В следующий раз попробуем записаться на открытую площадку — написать на бланках.
Но возникает вопрос: зачем так усложнять диктант? Я считала себя человеком грамотным (все же восемь лет преподавания в школе русского языка), дочь тоже всегда писала диктанты на «отлично» — золотая медалистка, ЕГЭ по русскому — 98 баллов. Могу себе представить, что творится в работах обычных людей. После школы я работала в одном вузе (специально не буду называть его) и там люди, получающие второе высшее образование, попросили помимо лекций просто повторять с ними правила русского языка, а потом писать проверочные работы. И для них, и для меня стали шоком результаты проверки работ. В простом диктанте за десятый класс некоторые взрослые дяди и тети делали по 15 орфографических ошибок.
Мое мнение: не надо усложнять. Те, кто делает в одном слове по пять шибок, никогда не придут на акцию, а те, кто заинтересован в том, чтобы «подтянуть» свою грамотность, когда получат двойку, могут уже и не прийти в следующий раз. А хорошая оценка стала бы стимулом.
Результатов по нашему городу еще нет, но в других городах уже подвели итоги. Например, в Кирове и области — пятерок нет, четверок 30, троек 170, и две с лишним тысячи двоек!
В связи с этим хочется привести два комментария:
Инна: «Мне просто интересно, с какими чувствами люди, забравшие свои листки, идут потом на работу, отвечают на любопытные расспросы коллег, воспитывают детей? Целые города патологически неграмотных людей, вся страна тупая? Это риторические вопросы, организаторы все равно не ответят, с какой целью задания превращаются в иезуитские пытки…»
Антон: «Вы неправы! Не „целые города патологически неграмотных людей“, а „целые города смелых людей“. Тот, кто решился не просто пойти на этот диктант, но ещё и растрезвонил об этом всем знакомым заранее — тот сумеет и объяснить этим знакомым, почему двойка. Самоирония — великая вещь! Или Вы, Инна, шли на диктант, рассчитывая непременно на пятёрку? (Я вот лично — нет… хотя теоретически имею все основания, да и пятёрка мне бы совсем не помешала бы!) Нас наш диктатор в самом начале вдохновила на подвиги, сказав, что это хоть и диктант, но он, конечно же, гораздо сложнее тех диктантов, что мы писали
Соглашусь и с двумя комментаторами. С одной стороны, немного стыдно — в том числе сына принуждать потом к чтению книг и написанию диктантов. В ответ он может сказать: «А у тебя самой «тройка». Но с другой стороны, акция — это такое своеобразное интеллектуальное развлечение, каких сейчас очень мало. Люди больше заняты зарабатыванием денег, а времени на работу над собой не остается. Причем на работу над телом многие находят время, а вот на работу над своим интеллектом — не всегда. А это — неправильно.
Инна Мочалова
Фото: Савва Юдин, "ВК Пресс"