Второй иностранный: Может быть, сначала английский без репетитора?


С 1 сентября этого года второй иностранный язык в школах стал обязательным. Причем об этом сказал за день до нового учебного года министр образования Дмитрий Ливанов.
О новшестве многие учителя и родители узнали из СМИ. Хотя на самом деле об этом было известно с 2010 года, когда еще обсуждали, а потом принимали новый образовательный стандарт (ФГОС) для 5-9-го классов. Он и предполагает второй иностранный язык, уроки по профориентации и по основам духовно-нравственной культуры народов России. 

Кроме того, к 2020 году, когда нынешние пятиклашки достигнут выпускного класса, предполагается ввести обязательный ЕГЭ по иностранному языку. Сейчас обязательными являются русский язык и математика.

Но только смогут ли все школы вовремя перейти к этим стандартам?

Авторы ФОГОС уточняют, что стандарт носит необязательный «рамочный характер», в нем прописаны необходимые результаты образовательной деятельности, а как их достигать, выбирают сами школы. Нужно отметить, что Дмитрий Ливанов сразу уточнил, что школы получат необходимое время, чтобы скорректировать программу. Период адаптации не ограничен.
«Школам дается переходный период с учетом того, что не все регионы пока к этому готовы. Иностранные языки занимают достойное место в объеме школьной программы. Это не просто средство общения, но и средство развития памяти, интеллекта ребенка», — цитирует главу Минобрнауки одна из федеральных газет.

То есть, другими словами, родители и дети могут пока не волноваться. Все получилось как всегда: стандарт приняли, о новшестве объявили, а ни методической, ни педагогической готовности пока еще нет. Кроме того, должен быть соответствующе сформирован штат педагогов. И самое главное, решение, каким будет второй иностранный язык в школе, принимают родители. Допустим, если до этого в школе были только английский и немецкий языки, а родители решили, что их чада вполне могут изучить итальянский или китайский, администрация школы обязана будет предоставить педагога.

По словам учителей, введение второго иностранного языка в школы — прекрасная возможность для детей. В большинстве стран это давно стандарт образования. Для нашей страны есть одно но… Инициатива может превратиться в профанацию, дополнительную нагрузку для учителя и для ученика. Потому что нужно менять учебную нагрузку, сокращать часы по другим предметам, предусмотреть серьезную подготовку для учителей и выделение зарплатного фонда. А без этого второй иностранный станет платной услугой, кружком.

Кроме того, новшество со вторым языком совсем даже не новшество. Во многих лицеях и гимназиях это практикуют уже много лет.

В пресс-службе краевого министерства так прокомментировали новацию:
— Настоящие федеральные государственные образовательные стандарты предоставляют возможность школьникам с пятого класса изучать второй иностранный язык. Его выбор зависит от желания родителей и детей, квалификации педагогических работников, материально-технической базы учреждений. В основном решение принимается в пользу языков, традиционно изучаемых в кубанских школах: английского, немецкого и французского. С 1 сентября 2015 года утверждено 15 базовых школ по изучению испанского, итальянского, китайского языков. Возможность изучать их предоставлена школьникам городов Краснодара (гимназии и лицеи № 23, 36, 69, 88, 92), Сочи (гимназии № 1, 6, 8, 15, 16, 76), Новороссийска (гимназии № 36 и № 8). Этот проект будет расширяться.

Комментирует преподаватель английского языка краснодарской школы № 80 Марина Осадченко:

— Пока в нашей школе нет возможности, чтобы все пятые классы стали изучать второй иностранный язык. Если речь идет о втором немецком языке, то проблемы будут с нагрузкой, но преподавателя найти еще можно. Трудности начнутся с французским… А если вдруг родители проголосуют за китайский? Где найти преподавателя? Кроме того, как быть с нагрузкой школьников. Они английский с трудом усваивают, а тут еще один язык. Ввести можно все что угодно, но вопрос в другом — нужны ведь качественные результаты, а дети всех новшеств попросту не переварят.

Пока я даже не знаю, что сказать по этому поводу. Даже не представляю, как все будет выглядеть. Оставили бы второй иностранный там, где он был, — в лицеях и гимназиях. Туда и дети поступают с соответствующей подготовкой. Но чтобы всем школам в обязательном порядке… Не думаю, что в этом есть необходимость.

Мнения родителей разделились. Одни радуются возможности обучить ребенка второму языку, вторые относятся скептически к такой инициативе.

Папа шестиклассника:

— Мой сын изучает английский язык со второго класса. Но как изучает — вечером после работы мучается и «с языком и с сыном» жена, я, к сожалению, за годы обучения в школе и в институте по-английски выучил только несколько слов. Я не знаю, но что-то неправильно у нас или с методикой преподавания или же еще с чем-то, и у ребенка уже возникла жуткая ненависть к английскому. А программа такая, что жена смотрит в учебник — и на глаза наворачиваются слезы. А тут еще затея со вторым иностранным… Я лично очень против. По-моему, главное — это родной язык, для развития обязательно нужен один иностранный, второй иностранный как дополнительный — по желанию, кому это на самом деле надо или интересно. И потом, наверное, должны быть способности к языкам. Может быть, сначала попробовать добиться удовлетворительных результатов в обучении английскому? Чтобы без репетиторов, а?

Мама двух старшеклассников:

— Лучше бы все выпускники средней школы свободно владели английским. А то сейчас, чувствую, в программе будут два языка, но 80 процентов учеников ни в одном из них будут «ни бэ ни мэ, ни ку-ка-ре-ку». Когда человек знает английский и чувствует, что есть определенные способности к языкам, второй иностранный можно за полгода выучить, если надо. И с единственным иностранным, если это хороший английский, человек в любой точке земного шара вполне уверенно себя чувствует.
Екатерина Сергеевна, ее дочь изучает в краснодарском лицее два языка:

— Мы, когда поступали, знали на что шли. Школа языковая. Второй иностранный у нас немецкий. Стали изучать с пятого класса. Нагрузка? Великовата, как во всех лицеях. Но у нас нет трудового обучения и рисования, как в других школах. Считаю, что любой образованный человек должен говорить на нескольких языках. А английский язык — даже не обсуждается.

Инна Мочалова

Фото: doktora.by