Второй иностранный: Может быть, сначала английский без репетитора?
Но только смогут ли все школы вовремя перейти к этим стандартам?
Авторы ФОГОС уточняют, что стандарт носит необязательный «рамочный характер», в нем прописаны необходимые результаты образовательной деятельности, а как их достигать, выбирают сами школы. Нужно отметить, что Дмитрий Ливанов сразу уточнил, что школы получат необходимое время, чтобы скорректировать программу. Период адаптации не ограничен.
«Школам дается переходный период с учетом того, что не все регионы пока к этому готовы. Иностранные языки занимают достойное место в объеме школьной программы. Это не просто средство общения, но и средство развития памяти, интеллекта ребенка», — цитирует главу Минобрнауки одна из федеральных газет.
То есть, другими словами, родители и дети могут пока не волноваться. Все получилось как всегда: стандарт приняли, о новшестве объявили, а ни методической, ни педагогической готовности пока еще нет. Кроме того, должен быть соответствующе сформирован штат педагогов. И самое главное, решение, каким будет второй иностранный язык в школе, принимают родители. Допустим, если до этого в школе были только английский и немецкий языки, а родители решили, что их чада вполне могут изучить итальянский или китайский, администрация школы обязана будет предоставить педагога.
По словам учителей, введение второго иностранного языка в школы — прекрасная возможность для детей. В большинстве стран это давно стандарт образования. Для нашей страны есть одно но… Инициатива может превратиться в профанацию, дополнительную нагрузку для учителя и для ученика. Потому что нужно менять учебную нагрузку, сокращать часы по другим предметам, предусмотреть серьезную подготовку для учителей и выделение зарплатного фонда. А без этого второй иностранный станет платной услугой, кружком.
Кроме того, новшество со вторым языком совсем даже не новшество. Во многих лицеях и гимназиях это практикуют уже много лет.
В
Комментирует преподаватель английского языка краснодарской школы № 80 Марина Осадченко:
— Пока в нашей школе нет возможности, чтобы все пятые классы стали изучать второй иностранный язык. Если речь идет о втором немецком языке, то проблемы будут с нагрузкой, но преподавателя найти еще можно. Трудности начнутся с французским… А если вдруг родители проголосуют за китайский? Где найти преподавателя? Кроме того, как быть с нагрузкой школьников. Они английский с трудом усваивают, а тут еще один язык. Ввести можно все что угодно, но вопрос в другом — нужны ведь качественные результаты, а дети всех новшеств попросту не переварят.
Пока я даже не знаю, что сказать по этому поводу. Даже не представляю, как все будет выглядеть. Оставили бы второй иностранный там, где он был, — в лицеях и гимназиях. Туда и дети поступают с соответствующей подготовкой. Но чтобы всем школам в обязательном порядке… Не думаю, что в этом есть необходимость.
Мнения родителей разделились. Одни радуются возможности обучить ребенка второму языку, вторые относятся скептически к такой инициативе.
Папа шестиклассника:
— Мой сын изучает английский язык со второго класса. Но как изучает — вечером после работы мучается и «с языком и с сыном» жена, я, к сожалению, за годы обучения в школе и в институте
Мама двух старшеклассников:
— Лучше бы все выпускники средней школы свободно владели английским. А то сейчас, чувствую, в программе будут два языка, но 80 процентов учеников ни в одном из них будут «ни бэ ни мэ, ни ку-
Екатерина Сергеевна, ее дочь изучает в краснодарском лицее два языка:
— Мы, когда поступали, знали на что шли. Школа языковая. Второй иностранный у нас немецкий. Стали изучать с пятого класса. Нагрузка? Великовата, как во всех лицеях. Но у нас нет трудового обучения и рисования, как в других школах. Считаю, что любой образованный человек должен говорить на нескольких языках. А английский язык — даже не обсуждается.