Обязательное распределение выпускников бюджетников: пройдет ли инициатива?

Обязательное распределение выпускников бюджетников: пройдет ли инициатива?

В конце апреля на рассмотрение в Госдуму была внесена законодательная инициатива Госсовета Татарстана об обязательном распределении выпускников организаций высшего и среднего образования.

Стоит отметить, что предложения субъектов РФ по внесению тех или иных изменений в действующее федеральное законодательство реализуются не часто. Но в данном случае можно предположить, что соответствующий законопроект вскоре может быть принят. Попросту говоря, документом предлагается принимать студентов на бюджетные места только при условии заключения с ними соглашения, обязывающего их отработать после окончания учебы не менее трех лет на тех предприятиях или в организациях, куда их в соответствии с квалификацией и соответствующим государственным планом распределения направит государство в лице уполномоченного Правительством РФ органа власти. Так называемые целевики под действие данного законопроекта не подпадают.

Скорее всего, будет организована некая межведомственная комиссия по определению потребностей экономики в молодых специалистах, но это уже детали, которые будут уточнены соответствующими подзаконными актами. Ими же должны регулироваться многие другие вопросы, очень важными среди которых, безусловно, станут возмещение ущерба в случае отказа выпускника от обязательной отработки, трудоустройство по месту жительства или получение студентами-бюджетниками разрешения на самостоятельное трудоустройство. Такая возможность тоже предполагается.

Примечательно, что согласно законопроекту трудоустройству по месту жительства подлежат выпускники и выпускницы, у которых есть инвалидность, беременность, малолетние дети и т. д. Иными словами, трудоустройство после окончания учебы в крупном городе обозначается некой привилегией. А учитывая, что самые престижные вузы у нас находятся в основном в Москве и на бюджетных местах в них учатся, как правило, не дети из простых семей, то появление множества язвительных комментариев в сети по поводу инициативы республиканского парламента вряд ли можно считать случайностью.

«Возврат к худшим советским практикам», «законопроект устанавливает капиталистическое неравенство по признаку доходов семьи», «богатые родители не задумываясь отдадут несколько сотен тысяч рублей выкупа, а менее обеспеченные выпускники будут вынуждены отработать барщину», «это нарушает трудовые права студентов» и так далее. Конечно, для нашей элиты, дети которой, надо полагать, вскоре будут вынуждены учиться (о ужас!) в своей стране и в ней же жить и работать, такая инициатива неприемлема в принципе. В первую очередь — по политическим причинам.

Ведь дело даже не в том, что большинства выпускников престижных столичных вузов не стоит ждать на стройках и иных народнохозяйственных объектах в дальних регионах, даже если закон и будет принят. А в том, что он, на мой взгляд, по факту является символом наступления на права этой самой элиты, символом возможных перемен в экономике и госуправлении. Ведь не случайно противники инициативы сразу поспешили подвергнуть критике ее явные социалистические черты.

Так что рассмотрение этого законопроекта в российском парламенте, без сомнения, будет бурным, потому что он может создать ПРЕЦЕДЕНТ ВОЗВРАТА к «советским практикам» (а хотелось бы, честно говоря!). Многие из которых, уверен, совершенно незаслуженно забыты. Как, например, эта.

А вы как считаете?

Ранее мы писали: Африка и Латинская Америка вместо СНГ? О приоритетах российской дипломатии. Два крупнейших дипломатических скандала на фоне неоднозначного по достигнутым результатам турне министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова по странам Латинской Америки, на первый взгляд, как бы не связаны друг с другом.

В РФ ежегодно и до конца века нужно привлекать более одного миллиона мигрантов: так считают в ВШЭ. О проблемах миграционной политики в последнее время говорится, пожалуй, не меньше, чем о геополитических вызовах для России. Но политика — политикам, а реалии жизни со становящимися все более агрессивными «гостями», перестраивающими под себя заселяемое пространство российских городов и весей, приходится испытывать на себе простым людям.

Читайте также: Кому уже не нужны общие границы: Польше или Украине? Всевозможные преференции гражданам Польши, бизнесу, правительственным проектам, некоммерческим организациям на Украине начали предоставляться задолго до начала СВО. И это неудивительно, тем более что процесс-то взаимный.