Казачка из Архангельской возрождает культурный код: сокровища гончарной мастерской "Златница"

Казачка из Архангельской возрождает культурный код: сокровища гончарной мастерской "Златница"
Казачество как национально-культурный феномен с каждым годом вызывает все больший интерес в нашей стране. Говорить о казаках только как о воинах и хлебопашцах, сумевших в сложных условиях обустроить некогда полупустынные земли Кубани, — значит не видеть сущности этнокультурной составляющей этого народа.
При этом помимо художественного творчества, выражающегося в танцах, песнях и иных произведениях, немалую роль играли и народные ремесла. Декоративно-прикладное творчество казачества отчасти утрачивается. Что поделать — в нашей суетной жизни мы порой придаем значение не всегда тому, чему нужно. Именно поэтому важное значение имеют мастера, сохраняющие и, главное, передающие умения подрастающему поколению. Одна из них — Наталья Алексеевна Буханцева, живущая в станице Архангельской Тихорецкого района. В своей мастерской учит детей гончарному искусству, используя которое она возрождает такое понятие, как культурный код.

1.jpg


Прикосновение к корням

Родилась и выросла Наталья в станице Архангельской в казачьей семье. Ее дед во время Первой мировой войны был награжден Георгиевскими крестами, сражаясь на Кавказском фронте. Его имя увековечено на поклонных камнях станицы Архангельской, находящихся вблизи храма Архистратига Михаила. После революции 1917 года казачья семья наряду с сотнями тысяч других подверглась репрессиям.

— Кое-что о казачестве рассказывал дедушка, а мама категорически отказывалась поднимать эту тему. У семьи в 20-х годах прошлого века было отобрано все. Дедушка остался служить в Азербайджане, куда позже, спасясь от террора против казачества, перебралась его семья. Бесчинства красных были чудовищными. Бабушка вспоминала такой случай. Ее мама Фекла Тихоновна шла с рынка, и к ней подскакал красноармеец, потребовав снять обручальное кольцо. Рука у нее от тяжести корзины опухла. Снять кольцо не получалось. Тогда мародер вынул шашку и хотел отрубить ей руку. На крик о помощи к ним подскакал всадник в кожаной куртке (вероятно, это был комиссар) и застрелил озверевшего грабителя. Прабабушка забрала детей, и семья переселилась в станицу Юго-Северную. После этих страшных времен в семье было не принято говорить о казачестве. Слишком велик был страх у старшего поколения. Я знала, что мои предки были казаками, но до 45 лет не представляла подробностей их жизни, поскольку мама запрещала спрашивать об этом, — вспоминает Наталья Буханцева.

Долгое время она толком не знала о своих родовых корнях. Помог случай. Когда Союз казачьей молодежи Кубани объявил творческий конкурс «Мой род казачий», сын Натальи Буханцевой Ярослав решил принять в нем участие. Мама помогала ему, собирая информацию у родственников, знакомых, старожилов станицы Архангельской. Работа Ярослава получила признание жюри и диплом первой степени. Атаман Кубанского казачьего войска Александр Власов вручил победителям, в числе которых был и Ярослав Буханцев, ценные подарки.

— Спустя много лет осознание своей принадлежности к славному казачьему роду перевернуло мое сознание. Я как будто заново родилась, поняв, что мы должны жить так, чтобы быть достойными наших предков! Узнав, что моя бабушка по папиной линии до войны работала в гончарной мастерской, решила продолжать ее дело. Учась в академии керамики в Санкт-Петербурге, прикасаясь к дикой, необработанной глине, почувствовала, что могу ее укротить, договориться с ней. Едва ли не подсознательно знала, как ее обработать, как обжечь. Это было непередаваемое ощущение практически на генном уровне!

Как после такого не верить, что многое у казаков буквально в крови — мастерство, любовь к Отчизне, готовность ее защищать! Нужно только прикоснуться к своим корням.

Секреты гончарного мастерства

Имея два педагогических образования — среднеспециальное и высшее, а также определенные знания в области материаловедения, Наталья Буханцева в северной столице освоила работу на гончарном круге и пользование муфельными печами. Вернувшись в родную станицу, около полугода входила в состав волонтеров в одном проекте, целью которого было научить ребят работать на гончарном круге. После того как обучающий проект закончился, Наталью Буханцеву, как говорится, засосало гончарное дело. Она поняла, что хочет больше знать о глине и обрести умение работать с материалом, из которого, как говорится в Ветхом Завете, Бог создал Адама, вдохнув в него жизнь. Точнее — из праха земного, который имеет несколько толкований. В Библии слова «пыль» или «прах» соотносятся с еврейским словом «афар», имеющим значение «земля» или «глиняный раствор». Так что глина — это не просто природный материал, а нечто большее. Известный русский ученый Вернадский, исследовав состав глины, выяснил, что в ней присутствуют практически все микро- и макроэлементы. И что удивительно, в организме человека — тоже, причем в тех же пропорциях!

2.jpg


Наталья Буханцева приобрела гончарный круг, муфельную печь (в ней происходит обжиг изделий) и открыла свою гончарную мастерскую «Златница».

Если кто-то думает, что достаточно найти глину — и можно ее отправлять на гончарный круг, он ошибается. Дикая глина, чтобы с ней могли работать дети, требует предварительной подготовки. В результате должен получиться глиняный раствор. Глину Наталья Буханцева находит в реках и водоемах по известным ей признакам, в основном по цвету воды. В машине у нее всегда находятся резиновые сапоги, лопата, ведерко и пакеты для глины. Она называет этот набор «тревожным чемоданчиком гончара» и берет с собой даже на праздники. Наталью Буханцеву с ее гончарными изделиями видел на съезде Союза казачьей молодежи Кубани, на слете «Атаманский резерв», на фестивале традиционной казачьей культуры, на скачках на Краснодарском ипподроме, на Днях районов…

— Нам очень помогают директор Архангельского Дома культуры Александра Александровна Шурыпа, начальник управления культуры администрации Тихорецкого района Оксана Александровна Петрова, заместитель главы района и атаман района Андрей Васильевич Аулов. Предоставляют транспорт, оказывают материальную помощь. Не все можно приобрести за счет собственных средств и родителей, — говорит Наталья.

Глина как метод изучения родной истории

Когда Наталья Буханцева освоила гончарное производство, решила, что этому мастерству нужно учить ребят. Не просто изготавливать какие-то изделия, а рассказывать, какой путь прошло гончарное дело с древнейших времен. Как оказалось, глины в зависимости от мест залегания бывают разные. Например, в северных районах Кубани сырье не подходит для изготовления изящной посуды, зато идеально для кирпичного производства. Поэтому Наталья Буханцева смешивает глину станицы Архангельской с другими природными материалами, вплоть до глин из Крыма.

— Некоторые из родителей моих учеников сомневались, будет ли их детям интересно заниматься гончарным ремеслом, ведь они с раннего детства привыкли к гаджетам. Сомнения рассеялись, так как мы приспособили их к просмотру фильмов о гончарном деле в YouTube, о том, какие крыши были у казачьих домов, как изготавливалась черепица, как она обжигалась и так далее. Интернет стал нашим другом, ведь во всемирной паутине можно найти много нужного и интересного, узнать, какие растения использовались для обжига в степной зоне Кубани. Например, бодылки подсолнечника и кукурузы дают много тепла и долго горят в печи.

В небольшой комнате Дома культуры станицы Архангельской, где находится гончарная мастерская, все заставлено изделиями учеников Натальи Буханцевой и ее самой. Вся мебель отреставрирована руками мастера и ее подопечных, повсюду находятся глиняные расписные изделия и образцы черепицы из разных районов Кубани и Крыма.

4.jpg


— Каждый из учеников, кто продвинулся в гончарном деле, имеет свое личное клеймо. Мы получили восемь дипломов краевых, всероссийских и международных конкурсов. При этом ребята занимаются гончарным делом чуть больше года. Дети после занятий не сразу уходят домой — так им интересно в мастерской. Здесь есть образцы минералов, обломки глиняных изделий из Танаиса и иных средневековых городов Причерноморья. В поиск втянулись и родители учеников. Если они едут куда-либо, привозят образцы черепицы, обломки гончарных изделий, различных старинных орудий труда и быта казаков. Дети осваивают реставрацию. Мы привели в порядок прялку, отчистили и расписали коромысла. Можно сказать, что мы живем в мастерской!

Наталья Буханцева как мастер тоже не стоит на месте. Побывав в Джубге на обучающем семинаре по плетению из троицких трав (растений, собираемых в день Святой Троицы), она не просто внедрила плетение, но и привнесла нечто новое, разнообразив включением в него небольших керамических изделий — колокольчиков, фигурок птиц.

Музыка души

Сейчас в гончарной мастерской Натальи Буханцевой постоянно занимаются две группы из восьми детей и еще около десятка, которые посещают различные кружки Дома культуры станицы и приходят в мастерскую как в своеобразный музей гончарного дела.

— Для себя я решила: главное — не просто научить детей ремеслу гончара, а пробудить в них культурный код. Это ключ к пониманию казачьей кубанской культуры. Такой код четко не осознается, так как скрыт от понимания, но проявляется в поступках и действиях. Это сложный и в то же время простой процесс, для которого важен некий резонанс, вибрация, возникающая при прикосновении к каким-то гончарным изделиям, предметам труда и быта предков. У кого-то — как раз в тот момент, когда он сядет за гончарный круг. Моя задача — научить детей любви к Родине через познание материальных объектов, связанных с историей родного края, научить быть полезным семье, станице, Отчизне. Работа с глиной — один из способов пробуждения своего культурного кода, пожалуй, самого ценного качества человека.

Познав свой культурный код, сегодняшние дети не попадут под влияние его антипода — космополитизма, все больше расползающегося на Западе. Европа и другие так называемые демократические страны действуют в соответствии с одним из афоризмов древних римлян: где хорошо, там и родина. Да что там говорить — во многих (если не во всех) странах Запада нет слова «родина». По крайней мере в нашем его понимании. Для сегодняшних европейцев в отличие от их предков понятнее слова «страна» или «государство».

— Я часто говорю детям: когда вы будете в Москве или в другом крупном городе, никогда не стесняйтесь говорить, что вы живете в станице. Гордитесь этим! Гордитесь нашей кубанской землей, имеющей славную историю и богатейшую культуру. Быть ее частью, возрождать ее — это настоящее счастье!

По словам Натальи Буханцевой, занятия в гончарной мастерской — нечто большее, чем просто освоение древнего ремесла. Дети начинают читать книги об истории Кубани и о казачестве, интересоваться прошлым своего района.

— Перед тем как рассказать, к примеру, о каком-то виде росписи, даю задание найти, обработать информацию и изложить ее. Таким образом у детей формируется исследовательский подход. С некоторыми учениками, которые интересуются каким-то направлением, например росписью, скульптурой, реставрацией, провожу углубленные занятия. Возможно, кто-то из них в дальнейшей своей жизни станет профессионально заниматься гончарным делом. У гончаров во все времена не бывало много учеников. Один-два, не больше. Однако уверена, что они однозначно станут созидателями.

На одной из стен мастерской Натальи Буханцевой висит несколько веревочек с прикрепленными к ним небольшими фигурками, изготовленными руками юных гончаров. Тронув их, можно услышать мелодичный звук. Называется эта инсталляция «Музыка души».
— У каждого мастера главная задача — освоить ремесло. У нас она сложнее — возродить ремесло, освоить и передать его ученикам.

«Златница» — фронту

В прежние времена мать передавала сыну ладанку со щепотью родной земли — оберег, призванный защитить его жизнь на поле боя.

— Мой папа рассказывал, что его сосед дед Дмитрий в последние месяцы войны в Альпах в составе роты попал в засаду. В подразделении были огромные потери. Спаслись только те, кто прыгнул в текущую внизу реку. Среди них был и дед Дмитрий. На шее он носил ладанку со щепотью кубанской земли. Что стало с другими, неизвестно, а дед Дмитрий вернулся с войны живым.

Наталья Буханцева решила изготовить свой оберег — кружочек глины, в центре которого золотой краской изображена буква Z. Новый оберег сразу стал пользоваться популярностью.

Началось все с Дня Тихорецкого района, когда Наталья увидела парня в камуфляжной форме с плюшевой фигуркой Чебурашки в руках. На недоуменный вопрос он ответил, что хочет взять с собой на фронт что-нибудь с родной земли. Наталья вручила ему златницу. Объяснив и другим бойцам, что, когда им будет плохо, нужно произнести: «Земля русская, земля кубанская, дай мне силы, которые я потерял». Парень, как позже выяснилось, воевал в районе Клещеевки на Авдеевском направлении, где в то время шли жесточайшие бои. Через некоторое время Наталья увидела его фотографии, где он был снят вместе с Владиславом Кириченко, возглавлявшим в то время Союз казачьей молодежи Кубани, — он доставил груз гуманитарной помощи в Луганск. Позже Антон Кулигин, так звали этого бойца, вернулся домой живым и здоровым. Недавно он был избран депутатом районного Совета Тихорецкого района.

3.jpg


На ВДНХ в те дни, когда Тихорецкий район представлял свою экспозицию, подходило немало людей, просивших наш оберег. Была изготовлена тысяча златниц. Разошлись они очень быстро. Люди подходили с просьбой дать им кубанский оберег.

— Однажды подошла женщина из Ростовской области со слезами на глазах и попросила шесть златниц — по числу парней, уходящих на фронт. Я дала ей больше — чтобы их передали как можно большему числу бойцов. Видно, молва о наших оберегах разошлась среди людей. Как-то мне передали слухи о том, что на Кубани есть женщина с позывным «Златница», — как ее найти и взять обереги? С 6 апреля по 19 мая мы работали без выходных и изготовили тысячу златниц. И попросили, чтобы одна из них была в машинах, выезжающих на фронт. Наши ребята на фронте верят, что материнские обереги помогают им выстоять. Мы не изобрели ничего нового, а возвращаемся к своим корням. И это, как и прежде, дает силу.

…Ученики Натальи Буханцевой ко Дню Победы изготовили для ветеранов Великой Отечественной войны необычные подарки. Что дарят в этот святой для нас праздник? Что-то сделанное неизвестно кем и неизвестно где. Юные гончары своими руками изготовили небольшие стелы с надписями «Защитникам Родины слава!», «Мы помним, мы не забудем», «Слава героям России». Ветераны были тронуты до слез!

6.jpg


На День Победы ученики Натальи Буханцевой пришли с необычными георгиевскими лентами. Они были сделаны из глины и раскрашены в черно-желтые цвета. Их флешмоб вызвал фурор.

Так что обучение в керамической мастерской «Златница» идет рука об руку с патриотическим воспитанием.

ст. Архангельская.
Тихорецкий район.

Ранее мы писали:

В системе казачьего образования, чьи достоинства признали все — от хуторов и станиц до Москвы, существовало одно слабое звено — вузы.

Казачье образование на Кубани набирает обороты. Сегодня в крае 59 детских садов, 84 школы, имеющие статус «казачье образовательное учреждение».

Молодежные сотни из числа студентов, либо выпускников казачьих школ и кадетских корпусов, либо из тех, кого интересует история и культура служивого народа, не только стали реальностью, но и получили развитие.