Пробелы в законодательстве
На Всероссийском семинаре, где рассматривались вопросы об основных направлениях деятельности казачьих обществ и механизмах их развития, атаман Таманского отдела Иван Васильевич Безуглый задал вопрос, волнующий всех: когда начнется работа по созданию отрядов самообороны?
— Казаки готовы встать на защиту своей земли, семей, родных и близких. Я не раз говорил: кроме как на свои силы, нам рассчитывать не на кого. Никто в нашем крае не хочет повторения событий на Белгородчине. Казаки могут и должны войти в состав отрядов самообороны, — подчеркнул Иван Васильевич.Заместитель атамана Всероссийского общества казачий полковник Валерий Ефремов, воевавший вместе с первым отрядом
Давайте разберемся в этом вопросе, не имея информации о секретах российских военных, а пользуясь здравым смыслом и логикой. Будем танцевать от печки, то есть от действующего российского законодательства.
В статье 22 Федерального закона № 61 «Об обороне» дается понятие «территориальная оборона». Это система мер, которая предполагает охрану и оборону военных, социальных, энергетических и других важных объектов, транспорта, коммуникации и связи. Силы самообороны должны пресекать или минимизировать диверсионную, разведывательную и террористическую деятельность врага внешнего и внутреннего. Исходя из происходящего вокруг нужно было как минимум год назад создать батальоны теробороны. Хотя бы на всякий случай. Есть в законодательстве одна закавыка: силы теробороны формируются в случае введения в стране или в ее отдельных областях военного положения. Ввести его может Президент РФ, он же Верховный Главнокомандующий, своим указом, который незамедлительно передается для утверждения Советом Федерации.
В другом Федеральном законе — «О военном положении» содержатся основания для введения чрезвычайных мер. Среди них — вторжение или нападение вооруженных сил иностранного государства или группы государств на территорию РФ. Как квалифицировать нападение танков, мотопехоты, обстрелы Белгородской области артиллерией и РСЗО — как теракт или как прямое нападение на территорию РФ?
Еще один пункт вышеназванного закона: бомбардировка вооруженными силами иностранного государства территории Российской Федерации или применение любого оружия иностранным государством (группой государств) против РФ. Удары беспилотников по нескольким нефтеперерабатывающим заводам Кубани, по жилым домам в Краснодаре — подобные действия киевского режима разве не дают оснований для введения на Кубани военного положения, без которого нет законных оснований формировать тероборону?
Есть ли разница между территориальной обороной и отрядами самообороны? В сущности, такие отряды являются частью чрезвычайных мер в случае введения военного положения. Личный состав казачьих полков, дислоцирующихся во всех районах, есть. Конечно, требуется дополнительное обучение и тренировка. Есть казаки, прошедшие бои на Донбассе. Они могут стать инструкторами, а затем и командирами взводов, рот, батальонов. Есть желание, есть возможность — чего же тогда не хватает? Многого.
Что в реальности?
Пока никто ничего не делает. Законов нет, позиция властей, судя по всему, сводится к одному — не дать народу оружие. Как иначе можно объяснить высказывание депутата Госдумы, главы Комитета по обороне Андрея Картаполова?
Вот его слова: «Батальоны территориальной самообороны — это народные дружинники, то есть добровольные формирования граждан. Они пока не входят в состав Вооруженных Сил и, соответственно, не могут быть вооружены или обеспечены по этой линии». А народным дружинам оружие не положено. Когда в 2014 году казаки отправились на защиту жителей Крыма, им тоже не полагалось оружия. Однако они его получили.
Тогда Николай Долуда, будучи атаманом ККВ, открытым текстом сказал командующему ВМС России: не будет оружия — я сниму казаков с позиции на Перекопе, Чонгаре и Турецком валу. Казаки — не пушечное мясо. Об этом знал Генштаб, министр обороны РФ. То есть прецедент создан. Какова сейчас позиция оборонного ведомства, неизвестно. Думаю, в лучшем случае раздумывающая. Однако батальоны самообороны можно формировать уже сегодня, а лучше было — вчера. Казаки могут проводить тренировки без оружия, как это делается в Анапе, в первом Таманском полку. К слову, Валерий Ефремов на семинаре похвалил командира полка Анатолия Кислицкого за подготовку личного состава и выполнение казаками патрулирования заповедника Утриш на предмет возможных закладок оружия и взрывчатки агентами СБУ.
Вывод: лучше потратить силы и средства сейчас, чем хвататься потом за голову.
Опыт, навыки за спиной носить не надо, да и карман они не тянут, а пригодиться могут всегда.
Ранее мы писали: Еще до начала спецоперации на Украине «ВК Пресс» не раз писал о необходимости привлечения казаков к несению службы в усиленном режиме. Мы продолжили развивать эту же тему и после начала СВО.
Читайте также: Распоряжением Президента РФ Владимира Путина введен средний уровень реагирования в Краснодарском крае, Крыму, Белгородской, Брянской, Воронежской, Курской, Ростовской областях и в Севастополе.
Не раз уже говорилось о необходимости использования опыта и казаков-добровольцев, и тех из них, кто находился в рядах Вооруженных Сил РФ, полученного в ходе боевых действий на Донбассе.