Долгое время государство относилось к казакам как к пасынкам. В Законе «О реабилитации репрессированных народов», в том числе и казачества, не был указан механизм реализации нормативных актов, запускающих реальные процессы этой самой реабилитации. Единственный Федеральный закон «О государственной службе российского казачества», принятый 18 лет назад, требует поправок. О нем вообще отдельный разговор. Законопроект «О развитии российского казачества», разработанный в Кубанском войске, пять лет лежит во властных московских кабинетах.
Изменения начались три года назад с утверждения главой государства Стратегии государственной политики в отношении российского казачества на 2021–2030 годы. В отличие от прежней Стратегии, имевшей статус неких благих пожеланий, новая редакция подкреплена механизмом реализации — постановлением Правительства РФ об утверждении целевых показателей реализации Стратегии в отношении российского казачества. Заменить собой федеральный закон эти нормативные документы не могут. Но наметилось определенное движение вперед после долгого топтания на месте.
— Президент страны впервые в современной истории поставил задачу готовить кадровый резерв казачьих обществ. Прежде всего мы делаем ставку на выпускников казачьих вузов и казачьих кадетских корпусов — будущих атаманов всех уровней, — сказал атаман Всероссийского казачьего общества Николай Долуда на совещании в правлении ККВ, состоявшемся в минувший понедельник.
Николай Александрович не раз говорил о том, что молодые казаки, пройдя путь от казачьих школ и кадетских корпусов до окончания университетов и институтов — это готовые атаманы для хуторских, станичных и районных казачьих обществ. Большая доля истины в его словах есть. Такой механизм может сработать, но при соблюдении нескольких условий.
Первое. Молодым казакам нужно набраться жизненного опыта. С вузовской кафедры сесть в кресло атамана, эффективно руководить казачьим обществом, где немало взрослых казаков, не
Второе. Молодых перспективных казаков необходимо пестовать атаманам. Так поступил атаман Курганинского РКО Анатолий Курочкин, приметивший нынешнего атамана Сергея Крокушкина в то время, когда он еще учился в кадетском корпусе. Это не единственный пример, но, увы, их не так много, как хотелось бы. Такую работу нужно вести индивидуально и постоянно.
На вышеупомянутом совещании Николай Долуда отметил, что с 15 сентября комиссия в составе представителей Министерства просвещения РФ, Министерства науки и высшего образования и офицеров Всероссийского казачьего общества в казачьих вузах, кадетских корпусах и школах начнет проверку эффективности работы по формированию групп молодых казачьих лидеров. Каким образом? Каков механизм подобных проверок и критерии оценки? Не ясно.
Не лучше ли было бы вместо проверок создать группу из специалистов, которая бы помогала молодым казакам формировать лидерские качества? Один семинар много пользы не принесет. Следовательно, нужна системная работа на местах.
Говоря о казачьих вузах, школах и корпусах,
И еще нужно вести поиск атаманов среди молодых казаков, воевавших на Донбассе. Молодежь, прошедшая через боевые действия, понимает то, что мы понимаем не всегда.
Ранее мы писали:
Создание с подачи Верховного атамана Николая Долуды Ассоциации казачьих вузов, подписание между Кубанским войском и рядом ведущих университетов края соглашений о сотрудничестве, появление первых сотен или групп — все это должно позитивно сказаться на росте рядов ККВ за счет притока молодежи.
Читайте также:
С созданием Всероссийского казачьего общества и назначением Президентом России Верховным атаманом Николая Долуды сдвинулась с мертвой точки одна серьезная проблема, долгое время считавшаяся неразрешимой.
Отзвенели последние звонки в казачьих кадетских корпусах. Семь учебных заведений специализированного типа выпустили в этом году своих воспитанников. Изменились ли приоритеты самих выпускников и руководства Всероссийского казачьего общества? Снята ли установка, ориентированная на мирную жизнь, — или стрелка весов качнулась в сторону Вооруженных Сил?