Медиапроекты о казачестве в помощь наставникам: как достичь эффекта на занятиях

Медиапроекты о казачестве в помощь наставникам: как достичь эффекта на занятиях
Разрыв между числом казачьих классов и количеством наставников — проблема давняя и трудноразрешимая. Благодаря усилиям правления Кубанского казачьего войска, подключающего к организации курсов повышения квалификации ряд высших и средних учебных заведений, острота проблемы снизилась. Однако до ее полного разрешения еще далеко. Тем более что ежегодно школы получают статус региональных казачьих учебных заведений, открываются новые казачьи классы.

Задача наставников — передавать ученикам казачьих классов традиции, обычаи, культуру предков. Этот процесс особенно важен в нынешних условиях, когда Запад продолжает попытки внедрить в сознание нашей молодежи чуждую идеологию и более чем сомнительные ценности.

Казачья идеология, основанная на православных заповедях, способна стать серьезным препятствием на пути наших врагов. Однако наставников пока на все классы не хватает. Кто-то не может найти с детьми контакт, кто-то рад бы взять на себя функции наставника, но нет педагогического образования, нужной методической литературы, пособий и так далее.

Сейчас в распоряжении казаков-наставников одно методическое пособие, изданное лет пять-шесть назад. До того как заместитель войскового атамана Константин Перенижко сменил место работы на Москву, где находится штаб Верховного атамана, он говорил о разработке программно-методического комплекса. Увы, новая должность и новые обязанности, объем которых просто зашкаливает, не позволили Перенижко довести проект до конца. После не слышал об этом проекте.

Что сейчас находится в распоряжении казаков-наставников, кроме одного методического пособия, которое, особенно раздел «Современное Кубанское казачье войско», не только крайне мало по объему, но еще и несколько устарело? Практически ничего. Как не раз говорил Николай Долуда, будучи атманом ККВ, занятия наставников не должны сводиться лишь к разборке-сборке учебного автомата АК-74.
Наглядные пособия могут помочь наставникам лишь отчасти. В наш медийный век аудиовизуальная информация относительно легко усваивается детьми и подростками. Еще одно ее достоинство — включение учениками непроизвольного внимания, что очень ценно. Целенаправленное, проявляемое через волевые усилия человека, благодаря которым оно направляется и поддерживается, у детей выработать непросто даже опытным педагогам. Что уж говорить о казаках! Большинство из них — люди трудовых профессий. Как им привлечь внимание детей на занятиях?

2.JPG

Использовать как можно больше видеоматериалов. Где их найти? Обратитесь в Лабинский отдел, где есть немало казаков, организующих и снимающих на камеру исторические реконструкции, касающиеся Ледяного похода Русской добровольческой армии. Снято очень реалистично. Все участники, как белые, так и красные, в форме, строго соответствующей эпохе. Холощеное оружие, пулеметы и даже пушки стреляют как настоящие. Мне довелось побывать на нескольких реконструированных боях — у станиц Некрасовской, Медведовской, у Горькой Балки в Новопокровском районе. Впечатлений масса! Снято тоже все очень профессионально. Небольшие документальные фильмы о пути Добровольческой армии по Кубани можно найти в интернете.

3.JPG

Есть еще ряд короткометражных лент. Например, проект Александра Чернявского «Рябоконь — последний атаман», сьемки реконструкции знаменитой Кущевской атаки. Вероятнее всего, в каждом отделе есть свои фильмы. Так почему бы не собрать их комиссии с участием членов правления ККВ, ветеранов казачьего движения, историков-краеведов? Эта комиссия просмотрела бы все короткометражные фильмы, отобрала бы лучшие и раздала казакам-наставникам. Согласитесь, одно дело, когда о Ледяном походе Добровольческой армии рассказывает наставник по конспекту, и совершенно другое- увидеть кусочки истории казачества на экране.

4.jpg

Так можно снабдить казаков-наставников видеоматериалами хотя бы периода Гражданской и Великой Отечественной войн. Хорошо бы взять такие фильмы о казаках, как «Тарас Бульба», «Тихий Дон», «Дума о Ковпаке», и сделать нарезку батальных сцен, картин порядков и нравов в казачьей среде тех времен. А после просмотра обсудить увиденное на экране. Уверен, сочетание рассказа, видеофильма с последующим обсуждением даст хороший эффект.

Один мой хороший знакомый — подъесаул Владимир Бондаренко живет согласно девизу: бери и делай. Пора жить в соответствии с таким девизом и в деле наставничества.

Ранее мы писали: Количество казачьих классов на Кубани ежегодно растет. За пять лет оно выросло более чем вдвое — с двух до пяти тысяч.

Читайте также: О преподавании кубановедения в школе мы поговорили с коренной казачкой и учителем кубановедения в школе № 10 станицы Васюринской Динского района, заведующей кафедрой общественных дисциплин и регионоведения Института развития образования Краснодарского края Ириной Васильевной ИВКО.

Система непрерывного казачьего образования не нуждается в восхвалении. Она доказала свою жизнеспособность, важность и значимость.