Это первый фильм о такой знаковой дате, как принятие закона, снявшего с казаков обвинения, наложенные в годы Гражданской войны и после нее. Репрессии в более поздние годы существования СССР сменились негласным запретом говорить о казачестве, причислять себя к нему. Слом идеологических догм дал казакам возможность легализации. Фактически процесс возрождения казачества начался в конце
По мнению одного из персонажей фильма — первого атамана возрожденного Кубанского казачьего войска Владимира Громова, уже в70-е годы XX века интерес к казачьей культуре стал очевидным. На Кубани вполне открыто создавались творческие коллективы при колхозах и совхозах. Их выступления пробудили интерес к культурному наследию кубанского казачества. С приходом в 1974 году художественного руководителя композитора Виктора Захарченко Кубанский казачий хор стал все больше использовать казачий фольклор.
Исторические материалы о казачестве стали все чаще появляться в печати, просачиваться сквозь партийную цензуру. Эти предпосылки плюс традиции казачества, сохранившиеся во многих скамьях, и привели к созданию первого объединения потомков служивого народа — Кубанской казачьей рады. Власти упустили из виду этот процесс и не сумели внедрить в руководство своих людей.
В фильме говорится о том, когда и как проходило освящение флага Кубанской рады, которое в неизменном виде дошло до наших дней, о регалиях Кубанского казачьего войска (это название было принято в 1993 году), о тех, кто сберег уникальные святыни. В их числе — знамена, врученные казакам императорами России, Жалованная грамота Екатерины II, черкеска последнего самодержца Николая Романова.
Творческая группа — сценарист Ксения Стрельцова, режиссер Ирина Доронина, оператор Арина Куконос и монтажер Юлия Мануйленко — хотя и сняла ленту за короткий срок, но при этом затронула наиболее важные моменты, касающиеся возрождения казачества, ставшего возможным после принятия Закона «О реабилитации репрессированных народов» . Среди персонажей документальной картины — председатель совета стариков Екатеринодарского казачьего общества войсковой старшина Федор Бунин, его сын Юрий, заведующий отделом истории и этнографии музея имени Фелицына, духовник Кубанского войска и его молодежного крыла протоиерей Иоанн Гармаш.Фильм станет хорошим подспорьем для преподавателей кубановедения, казаков- наставников. Его можно использовать в казачьих школах, классах казачьей направленности, в средних и высших учебных заведениях, где созданы молодежные сотни.
Ранее мы писали: Более тридцати лет назад был принят Закон «О реабилитации репрессированных народов», в том числе и казачества.
В период, предшествующий Всероссийской переписи, в Интернете появляется все больше видеороликов, публикаций, высказываний о необходимости внести в классификатор национальность «казак».