Устранить путаницу: когда примут закон о развитии казачества?

Устранить путаницу: когда примут закон о развитии казачества?
Если ознакомиться с федеральными законами, распоряжениями, нормативно-правовыми актами и другими документами, регламентирующими деятельность казачьих реестровых войск, то на первый взгляд кажется, что их много. Есть «Стратегия госполитики в отношении российского казачества до 2030 года». Есть даже Федеральный закон «О государственной службе российского казачества». Он был принят 18 лет назад.

За это время немало воды утекло, изменилось многое. Однако, сам вышеназванный закон обрастал несущественными поправками, как днище корабля ракушками, снижающими скорость судна. Тем не менее главный вопрос Закона «О государственной службе российского казачества» несет в себе серьезные противоречия.

Внимательное изучение этого закона выявит ряд вопросов. В нем отсутствуют такие понятия, как экономические основы развития казачьих обществ, их роль и место в организации хозяйственной жизни на той территории, где проживают казаки, возможность передачи отдельных государственных и муниципальных полномочий.
Возможно, кто-то вспомнит о земле, которую казаки получают в аренду без участия в торгах. Да, это так. Однако муниципалитеты в массе своей выделяют землю кусками, разбросанными по району, а не единым пахотным клином. Срок аренды земельных участков, как правило, два-три года, причем никто не гарантирует продления аренды на следующий срок. Прокуроры то и дело подают иски в суды с требованием о расторжении договоров аренды с формулировкой: в интересах неопределенного круга лиц. Если же досконально изучить это самый круг лиц, то можно найти реальных людей, в чьих интересах отнимается земля у казачьих обществ. Одним словом, палки в колеса хозяйственной детальности хлеборобам в кубанках вставляются со всех сторон и с завидной периодичностью.

О передаче каких-либо государственных полномочий говорить не стоит. Был проект закона «О создании казачьей муниципальной милиции». МВД горой встало против вторжения кого-либо в свою вотчину. И это при том, что глава ведомства Владимир Колокольцев недавно заявил о критической нехватке полицейских. Одно время шла речь о наделении казаков, занимающихся охраной общественного порядка, хотя бы правом проверки документов. До сих пор ничего не изменилось, и казаки-дружинники имеют право лишь сделать замечание нарушителям.

Но, собственно говоря, даже не это самое главное. Когда в 2005 году принимался закон о госслужбе казачества (к слову, если бы не Герой России генерал-полковник Геннадий Трошев, возглавлявший тогда Совет по делам казачества при Президенте РФ, который, по воспоминаниям ветеранов, буквально продавил его в Госдуме, то такого закона и не было бы), в нем была заложена правовая коллизия. Что означает фраза «Несение казаками государственной службы»? Обратимся к еще одному Федеральному закону — «О системе государственной службы в РФ».
Открываем пункт 5 и читаем: «Государственная гражданская служба — вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, органов публичной власти федеральной территории, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ». То есть положение о несении казаками нескольких видов государственной службы с точки зрения действующего законодательства не более чем фикция. Почему? Никто из казаков не может нести государственную службу, поскольку Кубанское казачье войско, равно как и остальные реестровые войска, является некоммерческой организацией. Следовательно, дружины, работающие на так называемой профессиональной основе, — это в лучшем случае народные дружины на государевом жаловании, так как они не являются государственными служащими. Закон «О системе государственной службы в РФ» не распространяется на членов некоммерческих организаций. Единственное исключение — департамент по делам казачества, встроенный в систему краевой администрации.

Зададимся вторым исконно русским вопросом: что делать? Менять законодательство. В первую очередь — правовой статус казачества. Ну не должно то же ККВ оставаться некоммерческой организацией. Каким ему быть — вопрос к депутатам Госдумы, где с 2018 года лежит законопроект «О развитии российского казачества».

Как сказал на последней пресс-конференции атаман Всероссийского казачьего общества Николай Долуда, он разослал этот законопроект по всем реестровым войскам с целью собрать предложения и замечания атаманов. После чего, очень надеюсь, законопроект получит зеленый свет. Да дай Бог, чтобы в ходе рассмотрения думцы не выхолостили его содержание.

Ранее мы писали:  Недавно в интернете появился текст законопроекта «О развитии российского казачества».

Наступивший год станет временем, в течение которого будут приняты новые законы и подзаконные акты, состоятся важные события в жизни российского казачества.

Российское казачество сегодня живет на полулегитимном основании.