РОВЕСНИКИ КУБАНИ. Щедра Кубань на таланты. Начнешь иной раз в памяти перебирать — непременно собьешься со счета. Россыпи их в истории Краснодарского края. Вот и Александр Банников из числа таковых. Мальчишка из кубанской глубинки сделал себя, что называется, сам. И прошел путь от рабочего бондарного завода до фигуры не только регионального масштаба — берите шире.
Александр Максимович Банников — заслуженный тренер РСФСР, заслуженный тренер Республики Абхазия, заслуженный работник физической культуры Российской Федерации и Республики Адыгея, отличник физкультурной работы Бургасского округа Республики Болгария. Кавалер ордена «Честь и слава» Республики Абхазия; награжден медалями «За выдающийся вклад в развитие Кубани» III степени, «За заслуги перед Республикой Адыгея», «80 лет Госкомспорту», «75 лет «Спартаку», почетными знаками Госкомспорта и Олимпийского комитета России. Кандидат педагогических наук, профессор Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма.
Банников внес огромную лепту в развитие баскетбола Краснодарского края. Проявил себя великолепным организатором, много лет занимая должность первого заместителя руководителя спортивного ведомства Кубани. Работал в Олимпийском совете края. А сегодня, несмотря на солидный возраст, является вице-президентом Олимпийской академии юга России и преподавателем Кубанского университета физкультуры, спорта и туризма. Плюс ко всему — издает книги. И по праву считается ныне одним из главных историков кубанского спортивного движения.
Корреспондент «Вольной Кубани» накануне встретился с Банниковым и обстоятельно поговорил с ним о прошлом и о настоящем.
— Александр Максимович, 13 сентября Краснодарский край отпраздновал 85-летие со дня своего образования. А чуть более месяца назад вы отметили собственный юбилей — вам исполнилось ровно столько же. Каково это — ощущать себя ровесником региона?
— Да как вам сказать… Для нашего региона 85 — пора расцвета. Тут свое наполнение, свой ход времени. А вот для человека, доложу вам, это уже не столь радостная цифра. Хотелось бы, знаете ли, скинуть эдак пару десятков лет, быть помоложе (улыбается). Впрочем, к собственному возрасту я отношусь философски. Без драматизма. Так устроена жизнь. И все, что есть — все мое. Я бы в своей жизни, будь даже такая возможность, ничего не стал бы менять. Кроме того, и в 85, поверьте, можно отыскать положительные моменты. Хотя, конечно, вариантов поменьше, чем в молодости.
— Вы все свои годы прожили в Краснодарском крае?
— Да, все до единого. Родился в Приморско-Ахтарске. Потом немного поколесил по краю, прежде чем основательно бросить якорь в Краснодаре.
— Ваше имя прочно ассоциируется со спортом. Как вы им заболели?
Элемент не найден!
— Да
заболеть-то было немудрено. Детство было трудным. Война, затем тяжелые годы восстановления страны. Голодно было. Я, слава Богу, жил в Ахтарях, рыбных местах. Это выручало. Но выручала и молодость. В юности все
как-то попроще воспринимается и переносится. Ну, а спорт в те годы — настоящая отдушина. Люди соскучились по мирной жизни. Неудержимо стремились ко всему светлому. Поэтому наблюдался, я бы сказал, настоящий культ спорта. Мы до позднего вечера пропадали после школы на улице. Играли в футбол, баскетбол, волейбол, всякие там догонялки, бегали, прыгали, подражая кумирам той поры… Кстати, в параллельном классе со мной учился Юра Корчагин, ставший впоследствии знаменитым гандбольным специалистом. Мы дружили. А он в спорте вообще был дока. Все умел. В футбол, например, играл просто шикарно. Ну и как с таким другом не прикипеть к спорту? А еще на меня сильнейшее влияние оказал наш школьный учитель физкультуры. Я до сих пор помню его имя — Борис Саввич Некрасов. Удивительный человек! Выпускник Ростовского техникума физкультуры. При этом он был цирковым акробатом. Мы ж, пацаны, после войны ничего не видели. А он такие трюки выделывал, что у нас душа сладко замирала. Плюс ко всему, Борис Саввич постоянно с нами возился во внеурочное время, и вокруг него, можно сказать, все вертелось. Мы вместе с ним то турник соорудим, то канат прицепим, то баскетбольным щитам найдем место и применение… В общем,
где-то в классе шестом я для себя твердо решил, что хочу быть таким, как Борис Саввич, — то есть тоже стать учителем физкультуры.
— И свою мечту осуществили…
— Осуществил, но не сразу. После восьмого класса некоторое время работал слесарем-электриком на бондарном заводе — нужно было зарабатывать деньги, помогать семье. А затем решил поступить в сельхозтехникум, что в станице Брюховецкой. Но, к счастью, по ряду причин не сложилось. Наверное, судьба берегла меня именно для спорта. И вот наконец в 1953-м отправился в Ейск, где поступил в местное педучилище физвоспитания. В бытовом плане было очень тяжко — дефицит средств, постоянное чувство голода. Зато в плане учебы — полный ажур. Я учился тому, о чем мечтал. Да еще и сокурсники ведь какие были — Виталик Дубко и Олег Запорожченко, ставшие впоследствии заслуженными тренерами СССР по батуту, Юра Меняйленко — в дальнейшем знаменитый наш тренер по легкой атлетике!.. Благодарен судьбе — она постоянно сводила меня с удивительными, уникальными людьми! Соприкасаясь с ними, заводя с ними дружбу, я сам становился духовно богаче и профессиональнее.
— А как вы оказались в баскетболе?
— Ну, баскетбол я любил, кажется, всегда. Сам играл, и очень даже неплохо. Основательно же пошел по баскетбольной стезе после окончания Ейского педучилища. По распределению попал в Апшеронск, где работал учителем физкультуры в средней школе № 16. Но тем не ограничивался. Выступал за местную футбольную команду «Красная звезда» в чемпионате Кубани. А еще участвовал в различных легкоатлетических турнирах. Выиграл как-то бег на 400 метров, а еще соревнования по прыжкам с шестом с результатом 3 метра 20 сантиметров. Но чувствовал, что баскетбол мне все-таки ближе, роднее. Причем хотелось не только играть, но и тренировать. И я создал при школе команды мальчиков и девочек. И дело пошло. Выиграли первенство Кубани среди сельских школ. А потом мои команды здорово выступили на очень представительном краевом турнире в Армавире. Я заметил, что со мной в баскетбольном мире стали считаться. И это окончательно предопределило мой выбор. Поступил в Краснодарский пединститут на факультет физвоспитания по специализации баскетбол. Брал уроки мастерства у мэтра Игоря Игнатьевича Зеленова, который был тренером сборной Краснодарского края. Кстати, в ее составе стал трехкратным чемпионом Кубани. Играл вместе с такими незаурядными мастерами, как Лева Приз и Гена Барышев. А Барышев, к слову, стал затем еще и гандболистом всесоюзного масштаба — игрок от Бога!
— Но настоящие ваши баскетбольные подвиги, насколько знаю, произошли несколько позже…
Элемент не найден!
— Верно. Тренерские подвиги. После окончания вуза меня пригласили в Краснодарский монтажный техникум. И там мне удалось раскочегарить баскетбол по полной программе! Пригласил в команду центровых с ростом 202 см Валерия Левитова и Володю Колесникова, и мы стали обыгрывать всех подряд. В этот момент прекратила существование дружина пединститута, и по моей инициативе при помощи ДСО «Труд» команда нашего монтажного техникума, которую мы назвали «Строитель», стала сборной края. За нее играли классные ребята — Виталий Голубев, Владимир Михайленко, Николай Синявский, Владимир Астафуров… А еще уникальный Александр Сальников, который впоследствии выступал за сборную СССР и в ее составе выигрывал золото чемпионата мира и бронзу Олимпийских игр в Монреале и Москве. Через год мы стали одной из лучших команд России. А спустя некоторое время я создал на базе Краснодарского сахарного техникума другую команду — «Спартак». В ней тоже были незаурядные ребята — Саша Коваленко, Александр Шнейдер, Анатолий Сланевский, Владимир Штургунов, Александр Васютин… В итоге шестнадцать моих парней впервые в истории Краснодарского края получили звания мастеров спорта, а ваш покорный слуга был удостоен звания заслуженного тренера РСФСР. Кроме того, мне довелось поработать в сборной России. Был ассистентом у Валентина Силкина.
— Теперь поднимем новую тему — как вы стали спортивным функционером?
— В какой-то мере неожиданно. В 1977 году глава спортивного ведомства Кубани Михаил Иванович Килиний предложил мне должность своего зама. Сказал: у тебя немалый опыт организаторской работы, давай, переходи. И я рискнул. С Килинием, человеком замечательным, умным, трудиться бок о бок было приятно. Я отвечал за спорт высшего мастерства. И горжусь тем, что в Олимпиаде-1980 от Краснодарского края участвовало шестеро ребят. Причем пятеро из них вернулись домой с медалями. Золото завоевали боксер Шамиль Сабиров, пятиборец Евгений Липеев и легкоатлетка Людмила Чернова, серебро — гандболист Владимир Репьев и бронзу — дзюдоист из Адыгеи (у нас тогда была общая заявка) Арамбий Емиж. А еще один наш участник — легкоатлет Евгений Евсюков — чуть-чуть недотянул до медали, в спортивной ходьбе пришел к финишу четвертым.
— В 1983-м, знаю, вы ушли из краевого спортивного комитета, а вернулись на прежнюю должность в 1996-м…
— Да, было дело, и это нормальное явление. Меняется глава ведомства, с ним приходит новая команда его единомышленников, ничего необычного. В течение многих лет я работал в разных структурах. В частности, в ДСО «Урожай». Кроме того, преподавал в институте физкультуры, а еще был и по сей день являюсь вице-президентом Олимпийской академии юга России. С тогдашним ректором вуза Анатолием Григорьевичем Барабановым мы организовали более десятка Игр народов Северного Кавказа. Очень масштабных и престижных в ту пору соревнований. О чем говорить, если в качестве почетного гостя на эти Игры приезжал даже великий Василий Алексеев — наш двукратный олимпийский чемпион по тяжелой атлетике. А в 1996 году краевое спортивное ведомство возглавил Владимир Васильевич Иващенко и, как и в свое время Килиний, предложил мне должность своего зама. Мы отлично и, считаю, очень продуктивно проработали с ним в связке до 2003 года. Грандиозным нашим успехом считаю Олимпиаду-2000 в Сиднее. Там от Кубани участвовало 26 спортсменов — что до сих является рекордом. При этом олимпийцы нашего региона завоевали восемь золотых (Лавров, Кокшаров, Ходьков, Филиппов, Москаленко, Караваева, Карданов и Кафельников) и три бронзовые медали. Ну, а впоследствии мы с Иващенко несколько лет вместе трудились во главе Олимпийского совета Кубани.
— Вы ведь и сейчас преподаете…
— Да, я профессор Кубанского университета физкультуры, спорта и туризма (так теперь называется инфизкульт), который ныне с успехом возглавляет Султан Меджидович Ахметов. Веду спецкурс по баскетболу.
— Кроме того, издаете книги.
— Ну, это, так сказать, на досуге. А почему нет? У меня немалый опыт. Я много видел, много знаю. С колоссальным числом легендарных людей знаком лично. С кем-то и сейчас дружеские отношения. История Краснодарского края у меня как на ладони. Нужно, чтобы все это не ушло в небытие. Связь времен — важная штука.
— Сколько ваших книг о спорте уже увидело свет?
— Двенадцать. На мой взгляд, содержательных, превосходно оформленных. В чем-то абсолютно эксклюзивных. В частности, в одной из книг полностью отражена история развития спорта в Славянском районе. А к 85-летию образования Краснодарского края приурочена «Летопись вольной борьбы Краснодарского края». При этом у меня дружеские связи не только в нашем регионе, но и в братских республиках — Адыгее и Абхазии. Об их спортивной истории у меня тоже вышли книги. Не случайно я имею немало наград и почетных званий этих регионов.
Отдельно хочу сказать о Викторе Тимофеевиче Анфиногенове, спортивном журналисте «Вольной Кубани». Витя — мой большущий друг. Редкостной души и таланта человек. Многие книги я написал в соавторстве с ним. Без него они попросту не увидели бы свет. Мне Вити ужасно не хватает, безумно жаль, что его уже нет с нами…
А что касается новинок, то по заказу министерства спорта нашего региона уже подготовлены к выходу еще две книги: «Спортивная энциклопедия Кубани» и «Олимпийцы Кубани».
— Александр Максимович, огромную часть жизни вы прожили в СССР, но немалую — уже и в контексте новейшей российской истории. Вам, как говорится, есть с чем сравнивать…
— Знаете, во всем есть свои плюсы и минусы. И тогда они были, и сейчас имеются. Нынче край мощно развивается. Сегодня в наличии то, о чем в прежние времена и не мечталось. Хотя не скрою, тот одноэтажный Краснодар, уютный, утопающий в зелени, — по-прежнему мил моему сердцу. Однако я неплохо ощущаю себя и в нынешнем — с целыми микрорайонами высоток. Ну, а что касается спорта… Если сравнить материально-техническую базу, то это небо и земля. Сейчас она гораздо мощнее. Однако массовости и достижений меньше, чем прежде. Потому что менталитет у людей стал другим. Я вам так скажу: если бы тех, советских спортсменов переместить в нынешние условия — нам бы равных не было не то что в мире, а во всей Вселенной!
— В заключение о вашем житье-бытье, если это, конечно, не секрет…
— Да какой секрет. С супругой Маргаритой Алексеевной, которая на год младше меня, мы по-прежнему живем душа в душу. Она, кстати, прекрасная легкоатлетка, является мастером спорта, в 60-е стала рекордсменкой СССР в беге на 100 метров с барьерами. А еще она — кандидат педагогических наук. Всю жизнь преподавала в нашем институте физкультуры. Дочка Наташа — кандидат педагогических наук, работает на кафедре физвоспитания Кубанского госуниверситета. Ну и радость деда — два внука: Вите — 35, а Диме — 31. В общем, все нормально. Лишь бы здоровье не подвело. И да, держу кулаки за Россию. Вот уж никогда не думал, что на своем веку буду снова переживать за то, чтобы не было треклятой мировой войны…
Ранее мы писали: Заслуженный тренер СССР Алексей Барабанщиков: Россия все больше соответствует статусу сильной спортивной державы. Спросите любого, кто хоть мало-мальски интересуется спортом, и вам скажут, кто такой Алексей Барабанщиков. Что и неудивительно. Барабанщиков — личность масштабная. Достаточно сказать, что он — заслуженный тренер СССР по настольному теннису, а этого высочайшего звания в данном виде спорта в Советском Союзе за всю историю были удостоены всего-навсего семь человек! А еще Барабанщиков — заслуженный тренер РСФСР.
Российский футбол сегодня: нет худа без добра? Откровенно говоря, ситуация в футболе, да и вообще в мире, сегодня довольно странная. Если не сказать больше. Многое вроде бы идет своим чередом. Но при этом в «одном флаконе» вынуждены уживаться вещи, казалось бы, абсолютно несовместимые, порой абсурдные. И картина, надо сказать, нынче не просто пестрая, она где-то даже в высшей степени сюрреалистичная. Что ж, давайте неподдельно удивляться. И перейдем к конкретике.
Читайте также: Россия управляется Господом Богом: мнение журналиста о ситуации в стране. Ну вот смотрите, как было, в общем-то, совсем еще недавно. Чистые лица людей. Улыбчивые, добрые. Соседи друг друга знали и величали по имени-отчеству, не сторонились. Ключи от квартир и домов «прятали» под ковриком перед порогом. Дети самостоятельно и спокойно, не оглядываясь, ходили в школу.