…На днях посмотрел просто удивительный видеоролик — мультик про Евгения Трефилова, который после олимпийского триумфа стал необыкновенно популярным человеком в России.
Мультик добрый, смешной. О содержании. Евгений Васильевич в раздевалке произносит перед своими очаровательными подопечными очередную воспитательную речь, а может, объясняет новое тактическое задание — право, не знаю. И тут ему вручают конверт, в котором известие о том, что его назначают главным тренером мужской сборной России по футболу. Наша отважная футбольная дружина, естественно, в панике. Финал закономерен: после трепки, заданной Трефиловым, команда преобразилась: футболисты забегали, засуетились…
У Трефилова — репутация Ивана Грозного, этакого монстра, тренера-диктатора.
— Вы их (игроков сборной. — В.А.) бьете? — робко, почти испуганно спросил норвежский журналист у главного тренера женской сборной России по гандболу, которая с блеском выиграла на Олимпийских играх в Рио золотые медали.
Не по адресу обратился. Трефилов не бьет… Он просто сильно кричит — вот все и думают, что он — сама жестокость. Надо бы с этим вопросом обратиться к президенту Всероссийской федерации спортивной борьбы олимпийскому чемпиону Михаилу Мамиашвили. Вот он может поднять руку на женщину, что и наглядно продемонстрировал во время Олимпиады. Взял да и влепил пощечину спортсменке, разумеется, в воспитательных целях. В чем ее вина? А в том, что не сумела… выиграть медаль, чем невероятно расстроила Михаила Геразиевича, человека южных кровей, темпераментного. Он уже эту медаль в активе федерации записал, а тут — на тебе! Словом, «Ты виноват(а) уж тем, что хочется мне кушать».
А Трефилов что — он только с виду устрашающе выглядит. Кричит много, шумит. Во время матча — кипящая лава — не подходи! А так он — добрый, хотя и очень строгий.
Боятся ли гандболистки Трефилова?
— Да нет! — восклицает олимпийская чемпионка Екатерина Ильина в беседе с известным журналистом Игорем Рабинером. — С Евгением Васильевичем мы работаем давно. И привыкли к его особенностям ведения игры. Да, он эмоциональный тренер. Но мы выработали такую привычку — брать из его слов только самое нужное и важное. Все крики, которые у него бывают на эмоциях, стараемся пропускать мимо ушей. Да, бывает, он скажет грубо, но на это есть старшие девочки, которые всегда поддерживают, и быстро все забывается. А потом игра проходит — ты переосмысливаешь и понимаешь, что, видимо, по сути он был прав. И не надо расстраиваться.
— Руку, как Михаил Мамиашвили, ни на кого не поднимал?
— Не-ет, такого никогда не было.
От себя добавлю: и не могло быть. Трефилов убежден, что тот, кто однажды ударил женщину, навсегда перестает быть мужчиной. «А во время золотого перелета Евгений Васильевич сказал: «Вы у меня — самая красивая команда, и я вас люблю», — улыбается Катя Ильина. — Это было так трогательно и непривычно из его уст услышать! Но очень приятно.
И нам всем приятно. О Мамиашвили спортсменки из сборной России по борьбе такого, к сожалению, не скажут.
Напомню о том, что произошло в Рио. Инна Тражукова, проигравшая спор за бронзовую медаль в весовой категории до 63 кг сопернице из Польши Монике Михалик, обратилась в газету «Спорт-Экспресс». И вот что спортсменка рассказала журналистам:
— После окончания состязаний меня встретил президент федерации Михаил Мамиашвили в нетрезвом состоянии. Он грубо разговаривал, хамил и ударил меня два раза по лицу. Все это происходило при свидетелях… По прилету в Россию я планирую написать заявление в прокуратуру, а также сообщить о данном инциденте министру спорта России. Я же не в рабстве, чтобы из-за проигранной схватки со мной так поступать! Меня унизили прилюдно. Я хочу это прекратить, чтобы в дальнейшем от него не страдали спортсменки.
Хорошо известно: лучшая защита — это нападение. И реакция Мамиашвили на заявление Тражуковой оказалась не только наступательной, но и в какой-то степени даже агрессивной:
— А что еще спортсменке остается сказать после такой борьбы? Инна выступила безвольно, бездарно. В беседе после такой борьбы присутствовали жесткие высказывания. Она — спортсменка и несет ответственность за результат! Будем разбираться в сложившейся ситуации. Разговор был действительно жесткий. Она обязана достойно выступать. Человек выходит и просто не хочет бороться — «дарит» медаль сопернице. Тренер Тражуковой находился на улице, и я ушел его успокаивать (а может, и ему следовало врезать, ведь личный тренер отвечает в первую очередь за подготовку спортсменки? — В.А.).
А разве сам Михаил Геразиевич не виноват в этой ситуации, разве он, президент федерации, не несет ответственности за состав национальной олимпийской команды? А главный тренер женской сборной Юрий Шахмурадов? Если Тражукова такая безвольная, то тогда зачем ее вообще брали в Рио? Взяли бы другую спортсменку…
Только я никогда не поверю, что спортсмен или спортсменка не станут бороться в схватке, когда на кону олимпийская медаль, которая приносит не только славу, но и хорошие, даже очень хорошие призовые… А борцы, как известно, не очень богатые люди. Это не футболисты и не хоккеисты. Так что все, что говорит Мамиашвили, это сказка про белого бычка, несусветная чушь…
Но даже если допустить, что в словах Михаила Геразиевича есть какая-то доля истины, хотя это никак и никогда невозможно, все равно нет повода унижать женщину, оскорблять, поднимать на нее руку. Это — низость, до которой опустился всемирно известный человек, но распоясавшийся, утративший чувство меры и реальности.
Думаю, что своим просто хулиганским поступком олимпийский чемпион Мамиашвили разочаровал миллионы людей, спортсменов, считавших его своим кумиром. Что тут комментировать? Нельзя бить женщину, обижать стариков и детей, как и нельзя читать чужие письма — такие вещи не объясняют. Нельзя — и все.
Откровенно говоря, не менее сильно, чем хамство, разнузданность президента Федерации спортивной борьбы, удивила реакция на то, что произошло.
«Нашим руководителям нужно стараться держать себя в руках. Понятно, что порой сложно сдержать эмоции, но в первую очередь это спорт. А в спорте бывают и выигрыши и поражения, к этому нужно относиться более спокойно. Сегодня я уже поговорил с Михаилом Мамиашвили. Все будет нормально. Мы все будем стараться держать себя в руках».
Это монолог главы Олимпийского комитета России Александра Жукова. Интересно, что подразумевается под словом нормально? Например, в превосходном грузинском фильме «Не горюй!» доктор Бенджамин Глоти (Вахтанг Кикабидзе), которого князь однажды в лесу силой заставил поцеловать себя в задницу, чтобы восстановить свою честь, быть отмщенным, вынуждает князя публично сделать то же самое. А что может сделать Инна Тражукова в этой ситуации?
И уж совсем озадачил Шамиль Тарпищев, президент Федерации тенниса России:
— Я не думаю, что действия Мамиашвили носили жестокий характер (вот если бы кулаком внезапно по зубам или в нос двинул, ногами бы попинал — тогда другое дело. А две пощечины — о чем говорить?! — В.А.). Мы знаем, что он взрывной человек, но это просто эмоциональный случай. Очень строго я бы его не судил. Парень он замечательный, хороший, тут вопросов нет. Конечно, это все неправильно, но что делать, бывает и такое. Мамиашивили и Тражуковой нужно между собой, без нас, все это разрешить. Не надо ничего раздувать.
Может, Михаила Геразиевича еще и пожалеть надо или орденом наградить за то, что он хороший парень? Все-таки работа у него нервная, ответственная. Спортсменки — они приходят и уходят. А заслуженный тренер СССР, президент федерации, он — как скала, на нем, можно сказать, вся спортивная борьба в стране держится. Так что простим ему хамство это. Все ведь проходит — пройдет и это. Раны затянутся. Правда, вот рубцы останутся. Моральные — навсегда. Это не проходит…
Ситуация с мордобоем — не единственная «шалость». Президент спортивной борьбы позволил себе оскорбительные высказывании в адрес других спортсменок, завоевавших серебряные медали на Играх в Рио — олимпийской чемпионки Лондона Натальи Воробьевой и Валерии Кобловой.
Приведу цитату Михаила Мамиашвили, которая появилась на сайте телеканала «360».
— Обе могли выиграть золотые медали, 10 секунд — цена золотой медали. Не хочу поздравлять и не буду — они обязаны были выиграть. Они должны были умереть, но за 10 секунд ничего не отдать. Я так жил и буду жить. А они пускай живут так, как считают нужным. Нет им прощения. Обе проявили безволие, так бороться за страну! Соперницы были серьезные, реально, но наши девочки обязаны были выигрывать. За 10 секунд подарить золотые медали — это удел ничтожеств.
Во как! Правда, Михаил Геразиевич утверждает, что его слова были поданы не совсем точно: «Каждый понимает в меру своей испорченности. Я думаю, не совсем корректно подали мои слова. Не исключено, что была лишь тысячная фраза из всего того, что они меня спрашивали, и при этом они не объясняли всех нюансов, поэтому и было так воспринято.
Не понимаю, какая разница, сотая это фраза или тысячная, даже, может быть, миллионная. Если она все-таки была?
Финальную схватку Воробьевой видела вся страна, видела, как она рыдала после поражения, не в состоянии успокоиться и как ее успокаивала Елена Исинбаева, назвавшая борьбу Воробьевой подвигом. Это весь мир видел. И вдруг — обвинение в безволии. «Я совершенно точно могу сказать одну вещь: как бы ни болели за меня мои поклонники, как бы сильно ни любили меня мои близкие, в мире нет ни одного человека, кто хотел бы так эту золотую медаль, как хотела ее я. Сама себя на части была готова разорвать, когда проиграла. Понятно, что борцы — народ горячий, и что Михаил Геразиевич высказался тоже сгоряча, но слышать подобные слова в свой адрес было обидно. Мы занимаемся очень тяжелым видом спорта, и надо, как мне кажется, уметь уважать чужой труд. К тому же у Мамиашвили есть две дочери: не думаю, что позволил бы кому-то высказаться в таком тоне в их адрес».
А к Мамиашвили есть вопросы не только по части нравственности, джентльменства. Оба чемпионата страны (по вольной и греко-римской борьбе), состоявшиеся незадолго до Олимпийских игр в Рио, носили скандальный характер. В Якутске сборная Дагестана даже досрочно покинула турнир в полном составе. Причина — необъективное судейство. В Грозном, где соревновались борцы-«классики» судейские безобразия продолжились. Там золотую медаль в весовой категории до 59 кг вручили атлету, который этой награды не заслуживал — он проиграл финальную схватку. Потом «чемпиона» всеми правдами и неправдами протащили в олимпийскую команду. А в Рио липовый чемпион оконфузился, что называется, по полной программе. За это кому раздавать оплеухи?
«Хамите, парниша» — это из скудного словаря знаменитой Эллочки Щукиной из «12 стульев». Ее лексиконом и закончу: «Мрак. Жуть».