— А ты кто такой, скажи, пожалуйста?
— А ты кто такой?
Когда кто-то задает этот вопрос, невольно сразу вспоминаешь препирательства Шуры Балаганова и Паниковского из «Золотого теленка». Классика жанра!
О профессионалах и дилетантах
Вот и в футболе, похоже, все темы исчерпаны, если сейчас серьезные люди всерьез обсуждают, дилетант ли в футболе Александр Мостовой?! Хотя и не совсем так.
Правильнее, наверное, будет сказать, что одни доказывают другим, что называть Мостового дилетантом — это даже не смешно, а глупо.
Мостовой — заметная фигура в отечественном футболе, играл за сборные СССР и России, за московский «Спартак», с успехом выступал за рубежом. Игрок мыслящий, думающий. Вот как отзывается о нем Евгений Ловчев, другой известный мастер кожаного мяча:
— Мостовой — выдающийся футболист. Я с ним работал и в юношеской сборной, и в национальной. Он прославил наш футбол в Испании, его уровень понимания игры, возможно, выше, чем у Федора Черенкова и Юрия Гаврилова.
И вдруг — дилетант?! Если Мостовой дилетант, то кто же тогда не дилетант? И Евгений Ловчев — не дилетант, и Александр Бубнов, и вообще все, кто играл на высоком уровне, не могут быть дилетантами. Они профессионалы, и их точка зрения так же важна, как и точка зрения тренера. И еще неизвестно, чья важнее. Ибо любой тренер всегда более субъективен в оценке своего труда…
Мнение Мостового, выбивающееся из общего хора похвал, обидело Слуцкого, и он в горячности назвал Мостового дилетантом. Спичка чиркнула, огонь разгорелся…
Правда, позднее появилось уточнение: мол, Слуцкий назвал Мостового дилетантом в плане тренерской работы. Но что это меняет по сути?
Ранее Леонид Викторович, только в иной форме, бросил подобный упрек Александру Бубнову. Известный спортивный агент Владимир Абрамов восхищается поступком Слуцкого:
— Четыре года назад я был на передаче «Футбол России», Бубнов стал лезть в драку со Слуцким (это, безусловно, не делает ему чести. — В.А.), когда тот попросил его пояснить кое-что. Сказано было примерно следующее: «Александр, простите, вы кто? Я вот тренер, а вы кто, поясните?». И Бубнов полез в драку. И я не могу не согласиться со Слуцким. Он — умница, никогда не станет распускать руки, он и не собирался драться. Это Бубнов полез на Слуцкого. Дать определение себе Бубнов тогда не смог. То же самое сейчас задевает и Мостового. Мы поднимаем проблему профессионализма…
Никто не собирается оправдывать невыдержанность Бубнова, но это — другая тема. Речь о том, что мягкий, интеллигентный в общении Слуцкий, по существу, оскорбил своего оппонента. Это можно сделать и без грубости, литературным языком, что, по обыкновению, задевает еще больше. Вопрос Слуцкого бестактен, по существу. Он-то знал, что его оппонент в прошлом игрок сборной СССР, а следовательно, он — профессионал. Леонид же Викторович свысока посмотрел на своего собеседника, к тому же обрушившегося с критикой игры сборной. Вот и вырвалось у Леонида Викторовича: «А ты кто такой?».
Во всяком случае, хочется так думать…
Ведь они оба профессионалы. Да, Бубнов не стал тренером, но ведь и Слуцкий не играл в футбол так, как Бубнов. Так чего им кичиться?
Тему: «А ты кто такой?» — Владимир Абрамов развивает на примере с великим тренером Валерием Лобановским.
— И когда комментатор (речь идет о выдающемся вратаре Владимире Маслаченко. — В.А.) стал бравировать тем, что он не только комментатор, но и вратарь, и футболист, Лобановский возмутился. Маслаченко во время интервью произнес фразу: «Пожалуйста, мы с вами профессионалы и прошу вас не говорить общие слова». — Лобановский посмотрел на него и сказал: «Вы профессионал в тренерском деле? Тогда пошли вы…». Суть претензий Лобановского была в том, что если ты профессионал, бросай ремесло комментатора и становись тренером. Маслаченко обиделся.
И правильно сделал. Если эта история действительно имела место, то об этом можно только сожалеть. В данном случае Валерий Васильевич глубоко не прав и ни за что, ни про что обидел популярного вратаря и комментатора, с которым они, два выдающихся футболиста, долгое время ели один хлеб.
Но потом один из них стал тренером, другой — комментатаром, и оба преуспели в своем деле. Но они остались профессионалами — это факт.
Есть в этом тонком и весьма щепетильном деле один нюанс, который все определяет. Вот если бы Бубнов стал учить Слуцкого, как тренировать, а Маслаченко — Лобановского, вот тогда бы был совсем другой разговор. А так, если принять сторону Лобановского и Слуцкого, то получается, что все великие игроки, кто не стал тренером — и Пеле, и Гарринча, и Беккенбауэр, и Платини, и Яшин, и Нетто, и Воронин, и Мур — дилетанты… Нелепость какая-то, несуразица.
Мостовой — это величина
Еще раз сошлюсь на Евгения Ловчева:
— Слуцкий прав в одном. Этот игровой опыт надо трансформировать в умение и знание. А называть Мостового дилетантом неправильно. Кто прав в этом противостоянии? Прав умный. Умный не спорит. Не прав Слуцкий, потому что тренер не может позволить говорить о Мостовом как о дилетанте. Когда мы говорим о знаниях, может, у Слуцкого их больше. Но знания можно получить за счет усидчивости. Только когда говорим, подразумеваем прежде всего мысли и идеи. Убежден, что идеи и мысли у Мостового тоньше и выше.
При этом знания — это еще и их применение. Вот Слуцкий свои применяет… А Саша Мостовой не может быть дилетантом, потому что он в футболе — величина.
…Мостовой тоже применяет знания, высказывал свою точку зрения, которая, повторяю, интересна для всех. Это Мостовой сказал! Не кто-нибудь — а Мостовой. Согласитесь, существенная деталь. Если он такой умный, то почему тогда сам не стал тренером?
Об этом надо у него спросить. Может, еще и станет. Как Карпин, Аленичев, Хохлов… А, может, нет…
Стать тренером, педагогом дано не каждому. Тут мало одного понимания футбола, опыта или творческих идей, тут нужны и другие качества, черты человеческого характера. Тренер — это призвание, состояние души, если хотите. И Слуцкого с Мостовым можно поставить рядом только как профессионалов…
Зависть? Ерунда!
— И когда Слуцкий говорит о дилетантизме, то эта претензия в том, что они (Мостовой, в частности. — В.А.), занимаются общими рассуждениями, нужно не болтать поверхностными суждениями, — говорит Абрамов.
Простите, но разве мнение Мостового, возмутившегося совмещением Слуцким тренерских постов, — это болтовня? Или негативное отношение к эйфории после матчей со Швецией и Лихтенштейном? Или фраза о том, что Слуцкий — удобный для всех тренер?
Смешно слышать и читать о том, что критики Слуцкого, а точнее игры сборной, завидуют Леониду Викторовичу в том, что они, такие знаменитые в прошлом, сегодня находятся не у дел. «Тот же Мостовой, великолепный футболист, великолепный человек, но у него нет в настоящий момент наименования, кроме эксперта. Он не варится в том ведре тренерских мыслей сегодняшнего дня».
А это уже элементарное надувание щек, просто мыльный пузырь, громкие слова, за которыми ничего нет. И Бышовец, и Мостовой такую школу прошли, в такой футбол играли, что их уже ничем не удивишь. Вы не забыли, что тренер Бышовец со сборной СССР Олимпийские игры выиграл. А что на международной арене выиграл Слуцкий? Так кто кому должен завидовать?
По Блатту, и не только
Признаюсь, не думал, что в ближайшее время не стану обращаться к проблемам российского баскетбола. В одной из свои заметок я, как мне казалось,
уже высказал все, что думаю по этому поводу. И не стал, если бы мне не попались на глаза следующие строчки:
«Между прочим, именно Сергей Викторович (Чернов, тогдашний президент Всероссийской федерации баскетбола. — В.А.) принял в 2006-м историческое кадровое решение. Он пригласил на работу в мужскую сборную Дэвида Блатта, который превратил среднюю во всех отношениях команду в сборную топ-класса. И дело даже не в какой-то степени шальной, хотя и великой победе на Евробаскете-2007. При Блатте сборная России не просто „однажды выстрелила“, а стабильно и на равных боролась с теми, на кого смотрят как на небожителей. На чемпионате мира-2010 именно наша команда оказала самое упорное сопротивление американцам. А на Евробаскете-2011 при сумасшедшей конкуренции россияне стали третьими. Год спустя, было тоже „бронзовое“ место на Олимпиаде в Лондоне. Если сравнить, с какими исполнителями Блатт добивался таких результатов, и сравнить наш состав с конкурентами, масштаб тренерского подвига тем более заметен… Увы, тогдашний президент РФБ Александр Красненков не смог договориться с Блаттом после Олимпиады о новом контракте. И начало падения сборной России нужно искать именно в этой точке…»
Что здесь не так? Не хочу принижать достоинство Дэвида Блатта. Он, безусловно, выдающийся специалист и очень много сделал для национальной сборной России. Но дело не только в его несомненном тренерском искусстве. Начнем с «великой» победы-2007.
При всем уважении к Блатту и игрокам сборной не могу назвать эту победу великой.
По одной причине: за нашу национальную команду выступал американец, и чрезвычайно сильный американец — Роберт Холден, которому «сделали» российское гражданство (кстати, именно бросок Холдена оказался золотым). И потому, кроме феноменального Андрея Кириленко, в распоряжении Блатта находились такие сильные российские баскетболисты, как Андрей Саврасенко, Виктор Хряпа, также игравший в НБА, Захар Пашутин, Сергей Быков — их никак не назовешь по европейским мерках средними игроками, как и большинство их партнеров. На Евробаскете-2011 появились стремительно прогрессирующие могучие центровые Тимофей Мозгов и Алексей Швед. А в олимпийском Лондоне добавился еще один одаренный игрок — Сергей Карасев. Все трое сегодня игроки НБА. Так вот никого из них, как и Андрея Кириленко, а он в буквальном смысле слова — половина команды, не было на Евро-2013 у Василия Карасева, а на Евро-2015 у Евгения Пашутина.
В общем, полный офсайд, хотя офсайда как такового в баскетболе нет. Но вы поняли, о чем я говорю…
Фото: www.sportobzor.ru