Проблемы российского футбола: Ноги крепят к голове по системе «дубль-ве»


Приближающийся чемпионат мира-2018 по футболу, который, как известно, пройдет в России, заставил нас засуетиться, как будто за оставшееся время можно что-то серьезно изменить. Но это по-нашему: пока гром не грянет, русский мужик не перекрестится.
Заговорили о назревших реформах, появились программы по развитию футбола. Вдруг выяснилось, что все знают, что надо делать, чтобы наш футбол шагал вперед семимильными шагами. Первым со своими предложениями выступил заслуженный тренер России Валерий Газзаев. Но он там такого нагородил…

— Процентов на 90 они (предложения Газзаева. — В.А.) мне не нравятся, — так отозвался об этой программе почетный президент РФС Вячеслав Колосков. — В моем понимании это утопия, вредная для российского футбола.

И далее Вячеслав Иванович разложил все по полочкам, разбив в пух и прах реформистские идеи Газзаева, а заодно его идею организации объединенного чемпионата России и Украины, подчеркнув абсолютную неосуществимость такого проекта: «Объединенный чемпионат окончательно погубит российский футбол. Слава богу, этого не произошло…».

И вот недавно обнародована еще одна программа по спасению российского футбола. Ее автор — известный футбольный эксперт, вице-президент Международного фонда правовых инициатив, президент Фонда развития футбола Алишер Аминов. «Подготовленная мною еще семь лет назад программа развития футбола в России на самом деле не есть какое-то открытие, — подчеркивает Аминов. — Многие ее положения изложены неоднократно на страницах спортивных изданий, с этой программой я выходил на двух последних выборах в президенты РФС…».

В программе Аминова, которая, безусловно, глубже и реальнее, чем у Газзаева, есть рациональное зерно. В первую очередь это касается идеи создания футбольных центров на национальном, межрегиональном и региональном уровнях, эффективность которых очевидна.

— Система трехуровневой подготовки не нова. В советские времена у нас существовали специализированные футбольные школы, над ними — спецклассы, а вершиной этой пирамиды были футбольные интернаты, — говорит Вячеслав Колосков. — Такая структура давала результат — не случайно же наши юношеские команды занимали призовые места, выигрывали европейские и мировые чемпионаты… С распадом СССР разрушилась существовавшая система подготовки кадров. Только сейчас у нас кое-где стали стихийно создаваться интернаты, но современный европейский опыт подсказывает более прогрессивные методики. В Германии, например, в каждой федеральной земле открыты центры, где занимаются наиболее одаренные мальчишки. Под все это подведена соответствующая материально-техническая, образовательная, медицинская база…

Понимаю бессмысленность своего возмущения, но удержаться не могу: «Зачем разрушали все хорошее, что было в спорте, в футболе в частности? Кому мешали спортивные общества — «Буревестник», «Спартак», «Динамо», «Урожай»? Чем провинился комплекс ГТО, к которому мы теперь возвратились спустя много лет? Мы, как пьяный мужик, перестав соображать, начинаем крушить все подряд, потом, протрезвев, вдруг осознаем весь ужас того, что натворили…

Алишер Аминов абсолютно прав, когда говорит о том, что региональные и муниципальные органы госвласти не уделяют должного внимания детско-юношескому футболу, о том, что часто финансирование ДЮСШ носит остаточный принцип, а зарплата тренеров не выдерживает никакой критики. Но вот его предложение осуществить перевод всех ДЮСШ из структуры непрофильного Министерства образования под начало Минспорта вызывает бурный протест. По мне так большую глупость и придумать невозможно. Зачем? Вразумительного ответа на этот простой вопрос нет. Что футбол выиграет в результате этой смены вывески, смены руководства? Талантов станет больше, футбольных полей? Напротив, количество занимающихся уменьшится, а многие детские тренеры останутся попросту не у дел. Может быть, улучшится качество подготовки юных футболистов? Но с какой стати, кто сказал, что в спортшколах Минспорта работают специалисты более высокого класса?! Тогда к чему вся эта заварушка? Зачем все ставить с ног на голову?

О непрофильности Министерства образования и науки. Да, в его обязанности не входит воспитание спортсменов высокого класса, но оно их воспитывает! И нередко превосходит по этому показателю школы Минспорта. Министерство образования и науки вообще по своей сути не может быть профильным. В общеобразовательных школах растят будущих физиков, лириков, и… спортсменов тоже. Именно в общеобразовательных школах закладывается любовь к спорту, здоровому образу жизни. Уроки физкультуры — это путь к здоровью и олимпийскому пьедесталу одновременно. И Министерство образования и науки просто обязано иметь свои спортивные школы. По-моему, сия тема даже не заслуживает разговора — настолько это очевидно.

Среди выпускников Академии футбола министерства образования и науки Краснодарского края (прежде ДЮСШ № 5 гороно Краснодара. — В.А.) целая плеяда известных мастеров, игроков сборных СССР и России, олимпийской сборной, обладателей Кубка страны, ведущих клубов — Андрей Юдин, Евгений Плотников, Максим Бузникин, Дмитрий Хохлов, Андрей Липко, Максим Деменко, Андрей Топчу, Андрей Чичкин, Станислав Лысенко, Игорь Киселев, Радислав Орловский… Отличная командочка, не правда ли?!

А если взять другие виды спорта? Например, гандбол. ДЮСШ Министерства образования и науки зажгла целое созвездие олимпийских, мировых и европейских чемпионов. Это уникальная школа среди игровых видов спорта. Таких и в Европе нет, не только в России. И какое же мы имеем право лишать Министерство образования этой жемчужины?! Точно так же можно поставить вопрос и касательно футбольной академии. Кто-то строил, создавал, а кто-то хочет поживиться за чужой счет. Не дело…

Что касается Минспорта, то прежде в его системе вообще не было спортивных школ, находившихся в спортивных обществах. Но результаты какие были! Теперь спортшколы у Минспорта есть. Так развивайте их, укрепляйте! И нечего цепляться к спортшколам Министерства образования и науки, которые не только решают свои задачи, но и непосредственно способствуют росту спортивного резерва. Подчинить все ДЮСШ одной организации — Министерству спорта — противоестественно. Это равносильно тому, что все поставить с ног на голову. Как там у Андрея Вознесенского: «Народился в Магадане феномен с тремя ногами, ноги крепят к голове по системе «дубль-ве»…

…Несколько лет назад какого-то человека, может даже известного, но явно не разбирающегося в спорте, осенила эта совершенно безумная идея об объединении спортшкол. И пошла эта бессмысленная тема гулять по высоким кабинетам. А что? А вдруг? Мол, это хорошо, когда все в одних руках… Хорошо, да не всегда и не во всем. Спорт — это соперничество не только на аренах, но и в развитии. Чем больше разных ДЮСШ, представляющих различные ведомства, тем лучше для спорта, самих ребят…

Страсть к реформам обуяла нас и, похоже, не знает границ. Каждый, кто попадает в структуры власти или структуры общественно значимые, почему-то считает, что он обязательно должен что-то поменять. Зачем? Это уже неважно. Важно, что сказал свое слово…

ДЮСШ Министерства образования и науки, других ведомств в течение многих десятилетий давали высокий результат — система себя оправдала во всех отношениях. Зачем же ее ломать?!

Перевод ДЮСШ Министерства образования и науки под начало Минспорта — это катастрофа для детского спорта. Надеюсь, что в ноябре на заседании Госсовета, посвященном теме состояния и развития футбола в России, будут расставлены все точки над i. Расставлены по уму и справедливости.

Аминов сетует на то, что «по количеству занимающихся людей (около 1,5 миллиона человек) Россия уступает Германии, Испании и Италии более чем в три раза!». Право, не знаю, откуда такие цифры. На той же Кубани нет населенного пункта, где бы не гоняли футбольный мяч. Наверное, речь идет об организованном футболе. Что говорить, разница велика, и это не очень хорошо. Чем больше занимающихся, тем больше выбор… Но, на мой взгляд, наша беда не столько в количестве занимающихся, сколько в качестве организации самого процесса.

Не пойму: а в чем беда от того, что «в России практически отсутствуют частные детско-юношеские школы», и как это сказывается на уровне мастерства наших ведущих клубов и национальной команды? Это не то, что должно нас беспокоить. Будут частные школы — замечательно, не будет — так ведь всю жизнь без них прекрасно обходились!

— Основные финансовые средства сосредоточены в профессиональном клубном футболе, нынешняя модель которого ориентирована на импорт рабочей силы. И это приводит к тому, что деньги (государственные. — В.А.) потрачены, молодые российские футболисты не имеют игровой практики, хорошей игры футболисты не показывают, в бюджете регионов образуется дыра, губернаторы просят помощи у федерального центра, — с горечью констатирует Алишер Аминов.

Вот это — в самую «десятку»! Это головная боль российского футбола. Аминов видит выход в постепенном отказе профессионального футбола от государственного финансирования: «Зависимость от средств государственных монополий и местных бюджетов губительна для развития игры».

В общем, профессиональному футболу пора переходить на самоокупаемость. «А как же снискать на хлеб насущный?» — сразу бы забеспокоился Шура Балаганов. И его можно понять. Кто же станет содержать команды? Как жить дальше?

Ответ у Аминова и Газзаева прост: клубы должны зарабатывать сами, а бюджетные средства должны пойти на развитие детского и массового футбола.

О необходимой самоокупаемости профессионального спорта, и футбола в первую очередь, говорят и специалисты и чиновники, но почему-то никто не говорит, как это можно сделать. Мне кажется, что в России это просто невозможно, по крайней мере в ближайшие сто лет. А скорее всего — никогда. Российские олигархи не видят смысла вкладывать средства в непредсказуемый российский футбол — они покупают зарубежные клубы. Телевидение тоже, думаю, не раскошелится на такой футбол, какой есть сегодня.

Ярких личностей, имена которых могли бы привлечь болельщиков, раз-два и обчелся. А по большому счету — их вообще нет. Так за счет чего будет жить профессиональный российский футбол, да и команды других игровых видов спорта? Пусть мне кто-нибудь объяснит…

Не то страшно, что деньги идут из бюджета на профессиональный спорт — он тоже является важной частью социального развития общества, как музыка, театр, кино, массовая физкультура, детский спорт… Страшно, что на футбол тратятся неразумные средства, и народная игра давно превратилась в России в откровенную, беспредельную кормушку, в том числе и для легионеров. Может, стоит начать с того, что футбол повернуть в нормальное русло жизни, как это было прежде? Мы почему-то не стесняемся прижимать пенсионеров, самых экономически беззащитных людей общества, но футболисты у нас народ неприкасаемый. Разве это правильно? Если стране трудно, то это должно касаться абсолютно всех. Нужно прекращать развращаловку.

Можно проводить различные реформы — создавать соответствующие условия для развития детско-юношеского футбола, начать платить детским тренерам достойную зарплату, строить суперсовременные стадионы, сколько угодно увеличивать количество высококачественных полей, обеспечить сборную собственной учебно-тренировочной базой, какой нет ни у кого на планете, можно поменять состав исполкома РФС и сделать еще уйму полезных вещей, — но дело не сдвинется с места, если будем продолжать идти прежним курсом.

Закончу свои заметки цитатой из программы Алишера Аминова:

— Прошло более 23 лет с момента распада Советского Союза. За это время российский футбол, фактически работая на резерве советской футбольной системы, не сумел создать своей конкурентоспособной модели.

Модель была, и она весьма эффективно работала. Просто не надо было ее ломать…
Фото: gorod.afisha.ru