Английские учителя мечтают вернуть в школы розги, а российские - уважение


24 учителя иностранных языков Краснодарского края вернулись из деловой поездки в Англию, где они проходили стажировку в колледже Ванбру. И рассказали о том, чем отличается образование на туманном Альбионе от системы преподавания в солнечной Кубани.
-  Марья Ивановна, а вы сами-то в Англии были? – не один учитель английского языка слышал такой вопрос на уроке. Недавно это противоречивое обстоятельство было разрешено. 24 учителя иностранных языков Краснодарского края вернулись из деловой поездки в Англию, где они проходили стажировку в колледже Ванбру. И рассказали о том, чем отличается образование на туманном Альбионе от системы преподавания в солнечной Кубани.

Что касается начального образования, то там оно начинается не с семи лет, как у нас, а с пяти. Но родители по всему миру ничем не отличаются: некоторые стараются пристроить свое чадо в школу пораньше, апеллируя тем, что оно у них чрезмерно талантливо. 

Кроме того, родители принимают самое активное участие в работе учреждения. Кстати, они несут ответственность, вплоть до уголовной, за посещаемость. Прогуливает ребенок занятия – будь добр, отвечай.

Не знаю, порадовало бы это российских школьников или наоборот, расстроило, но в Англии нет строгих ограничений урока. Он может длиться до трех часов. Но и манера преподавания в стране более творческая. Акцент делается на неформальном общении, постоянном контакте, что не может не влиять положительно. 

Чтобы облегчить процесс преподавания, в начальной школе Англии учителю помогает ассистент. Он помогает деткам, которые не успевают справляться с заданиями или, наоборот, занимает наиболее способных.

- Честно говоря, некоторые учителя тоскуют по тем временам, когда в школах были разрешены розги, - поделились участники поездки. – Сегодня ученики ведут себя из рук вон плохо. Мы видели пример, когда студент спал на первой парте во время урока. И никто не сделал ему замечания. Это печально.

В России долгие годы родители были против введения ЕГЭ. И по сей день сохраняется уверенность, что это не самое лучшее решение в числе современных реформ образования. В Англии, где тестовые экзамены – норма, родители бьют тревогу: пользы от такого контроля знаний немного. Кстати, первый важный экзамен ученики сдают уже в 11 лет. А это – большой стресс для ребенка.

В школах Краснодарского края, как, впрочем, и всей России, полным ходом идет оснащение последними изысками техники: интерактивная доска в каждом классе, ноутбук у учителя, электронные книги для детей. На Западе все это давно не роскошь, а неотъемлемая часть образовательного процесса. Во всяком случае, так принято думать.

- Знаете, европейские коллеги не с большой охотой пользуются гаджетами, - рассказал один из участников поездки. - Их даже охватывает небольшая паника, когда техника начинает «зависать». Многие уверенны, что проще и интереснее было бы вести урок самому, без помощи гаджетов.

В тоже время более продвинутые коллеги во всю применяют новые технологии. Профессор провел мастер-класс, как можно использовать свет, звук, запах на занятиях для объяснения некоторых вещей. Ведь ни для кого не секрет, что материал «усваивается» лучше, если работают все органы чувств.

Одна из главных особенностей, на которую обратили внимание все учителя, – безбарьерная среда. В школах отсутствует такое понятие, как домашнее обучение. Действительно, учебные заведения Англии полностью оборудованы всем необходимым, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья могли себя чувствовать комфортно. В частности, на территории колледжа есть пандусы, автоматические двери, лифты... В Кембридже есть макет города с пометками на языке Брайля.

- Теперь на уроках мы детально сможем рассказать об особенностях Великобритании, - поделилась учитель иностранного языка лицея имени дважды Героя Социалистического Труда В.Ф. Резникова Каневского района Оксана Путилина. - Ведь язык – не отдельная единица, а явление, объединяющее в совокупности культуру, историю, традиции народа. Кстати, иностранцы были восхищены тем, как креативно мы можем преподавать. Это еще раз доказывает, что образование в России – самое лучшее.

В каждой системе образования есть положительные и отрицательные стороны. Вот только по непонятной причине мы стремимся заимствовать все самое неприглядное. Вместо креативного подхода – сухие, бесперспективные тесты, вместо педагога-ассистента – укомплектование классов «под завязку».

Но нельзя не заметить тот факт, что в Великобритании учитель пользуется уважением в обществе. И эту тенденцию нужно возрождать во всем мире. 


В этом году в Англии побывали 24 учителя иностранных языков Кубани. Заявки подавали восемьдесят человек, но достигнуть цели удалось не всем: учителям предстояло испытание ЕГЭ и TOEFL. С победителями министерство образования и науки Краснодарского края заключило соглашение: учителя обязаны проработать в системе образования пять лет. На поездку из краевого бюджета было выделено три миллиона рублей.

В следующем году программа по повышению профессионального уровня кубанских учителей продолжит свое существование. На этот раз получить мировой опыт смогут преподаватели самых разных школьных дисциплин. 

Анастасия Воронович
Специально для «ВК Пресс»
Фото: petrovoy.ru