Автопробегом по придорожной полосе: как далеко трассе на Сочи до европейского уровня?


Чтобы проверить качество и функциональность автодороги, в путь из Москвы в Сочи отправилась группа экспертов. Основные проблемы: не везде есть Wi-Fi, пандусы и указатели на английском.
Большая часть участников и гостей Олимпиады прибудет в Сочи воздушным и железнодорожным транспортом. Вокзал и аэропорт уже сегодня готовы встретить спортсменов, тренеров и болельщиков. Там все соответствует мировым стандартам. Но будут и те, кто отправится в путешествие на автотранспорте. Что ждет их в нашем крае?

Надо отметить, что курорт во время проведения игр будет закрыт для въезда иногородних автомобилей. То есть личное транспортное средство придется оставить на парковке и добираться к месту назначения на маршрутном такси. Это к слову.

Чтобы проверить качество и функциональность дороги, в путь из Москвы в Сочи отправилась группа экспертов. Пройдя маршрут от станицы Кущевской до Горячего Ключа, участники автопробега сделали привал в Горячем Ключе и собрали журналистов, чтобы поделиться впечатлениями. 

Касаться всего проделанного пути мы не будем. Отмечу - дороги на Кубани одни из лучших в России, такой же оценки заслуживают и придорожные объекты. И все же. Надо стремиться к европейскому уровню, сохраняя свой казачий колорит. – Такой тон разговору задал президент Ассоциации компаний придорожного сервиса и туризма Денис Арсентьев.

Заместитель начальника краснодарского территориального управления ГК «Автодор» Алексей Москалев обрисовал концепцию, по которой движутся ремонтные работы. Автотрасса М-4 «Дон» реконструируется и в ближайшее время станет скоростной практически на всем протяжении. Значит, возможность для отдыха сохраниться только в специально отведенных местах. То есть съехать на обочину где угодно, перекусить и сбегать в кусты не получиться из-за железных отбойников. Появляется необходимость в развитии придорожных комплексов, где можно и автомобиль заправить, и переночевать, и воспользоваться Интернетом, и пообедать, и мусор выбросить. 

- В настоящее время между топливными компаниями началась конкурентная борьба за клиента. Топливо везде хорошего качества, а вот сопутствующие услуги не везде на должном уровне, - прокомментировал эту тему Игорь Коваль.

Сервис по карману 

Но я не удержалась и задала вопрос, касающийся тех, кто не в состоянии платить за такой навязчивый сервис: «Если люди запаслись провиантом и отправились на Черное море, если у них нет денег на оплату услуг в таком комплексе с мировым топливным брэндом, что делать им? За железные ограждения прыгать или на ходу обедать? Какие же у них останутся впечатления о поездке?»

Но оказалось, что большинство уже существующих придорожных объектов останутся на прежних местах и к ним сохраниться возможность подъехать. Кстати, в последнее время эти небольшие кафе, появившиеся еще в 80-е годы прошлого века, стали благоустраиваться, модернизироваться. Еще бы. Конкуренция.

А московский гость Денис Арсентьев подметил, что в Европе на заправочных станциях, помимо стандартного комплекса услуг, существуют бесплатные места отдыха и туалеты для автотуристов. Нашим бизнесменам надо взять этот зарубежный опыт на вооружение. Тем более, что такой подход приносит прибыль. На АЗС, где есть такая площадка, продажа бензина увеличивается на 30 процентов. 


Эти действия, безусловно, будут способствовать автотуризму. А еще для этого необходимо предлагать путешественникам специальные маршруты достопримечательных мест. В крае их достаточно. В качестве примера он привел «Поле казачьей славы» в станице Кущевской. 

Автотуристический рай 

До автотуристического рая нашему краю еще далеко. Главная причина – пробки на основных магистралях по пути к морю. Зимой еще так сяк, а летом – не протиснешься. Особенно это касается участка Джубга - Сочи. Эту проблему может решить только строительство новых объездных автотрасс. Газета «Вольная Кубань» не раз поднимала эту тему. Но, к сожалению, все остается по - прежнему, а пробки становятся все длиннее.

Летом от Джубги до Туапсе (расстояние около 60 километров) можно добираться 8 часов. А ведь существует еще один путь в Туапсе – через Горячий ключ и Хадыженск. Но есть одно препятствие, которого боятся большегрузы и другие автолюбители – Шаумяновский перевал, где не существует бетонно-асфальтового покрытия. Его протяженность всего 7,1 километра, но из - за того, что место это очень опасное, движение по нему затруднено, вся дорога не работает в полную силу. Неужели, проложив многокилометровые тоннели в Красной поляне, наши строители не справятся с этой преградой. К тому же напомню, что несколько лет назад два миллиарда народных денег уже было потрачено на первоначальный цикл строительства тоннеля под Шаумяновским перевалом, но почему его закончили? Вновь наша бесхозяйственность или что-то другое?

В мае этого года губернатор Кубани Александр Ткачев напомнил еще об одном перспективном направлении, которое поможет разгрузить трассу М-4 «Дон». Через Апшеронск, село Черниговское, поселок Отдаленный в Сочи. 

Если эти дороги будут построены, то будут очень востребованы автотуристами. Но пока они в проекте. Существуют еще два направления, которые сделали бы край привлекательнее. Дорога через Абинск и станицу Шапсугскую на Кабардинку, и через Мезмай на Лагонаки. Надеюсь, что после 2014 года эти проекты начнут реализовываться, - с надеждой сказал первый заместитель министра курортов и туризма Сергей Крутько.

Также он рассказал представителям прессы о том, что на сайте министерства существует вся необходимая для автотуристов информация. Это и дорожный сервис, и достопримечательности края со схемами проезда. Там же перечень всех здравниц с подробным списком услуг.

С каждым днем растет поток отдыхающих, которые курортам в нестабильном Египте и Турции предпочитают Кубань. В будущем году планируется принять более 11 миллионов отдыхающих.
Десять раз на Гоа или в Тунис не поедешь. Кроме того, наше Черноморское побережье безопаснее во всех отношениях. Алкоголем у нас не травятся, восстаний и военных действий у нас тоже нет. Поэтому туристы, которые путешествуют на личном автомобиле с детьми, предпочитают родные курорты. Именно для этой категории граждан мы должны сделать комфортным и доступным придорожный сервис, - подчеркнул Сергей Крутько.

И еще. У нас замечательная история. Отголоски древности до сих пор хранит земля. Побывать на древних сарматских курганах, на местах некогда процветающих греческих мегаполисов, рядом с дольменами, не ограничиваясь только морем – разве не интересно? Хотелось бы, чтобы в придорожных комплексах имелась информация об этих объектах и маршрут подъезда к ним.

Этот автопробег позволит сделать анализ состояния придорожного бизнеса в вашем крае, но предварительно хотел бы поделиться своими наблюдениями, а точнее указать на недостатки. Не везде есть пандусы для инвалидов, Wi-Fi, банковские терминалы для оплаты услуг, таблички-указатели на английском языке. До Олимпиады, надеюсь, эти вещи появятся. Что касается состояния дороги, то в целом ее состояние удовлетворительное. Хотелось бы, чтобы к февралю закончилась реконструкция на отдельных участках.

Напомню, что это была первая независимая проверка состояния трассы М-4 от Кущевской до Краснодара членами Ассоциации компаний придорожного сервиса и туризма. 

Татьяна Щеглова
Фото: inotv.rt.com