Бесплатная защита прав потребителей при покупках и расчетах по ЖКХ: подробности
На примере работы отдела по защите прав потребителей администрации Новороссийска - о системе защиты прав потребителей.
— Наш отдел создан на основании Закона «О защите прав потребителей», — пояснила главный специалист отдела Татьяна Шевцова. — Так, статья 44 Закона гласит: в муниципалитетах, в органах местного самоуправления создаются отдельные структуры, которые защищают права потребителей безвозмездно. Одно из основных условий для обращения к нам в отдел — место жительства на территории города, то есть мы работаем только для жителей нашего муниципального образования. Иногородним оказывается помощь в том случае, если товары или услуги приобретены на территории нашего муниципалитета. А если человек приехал к нам, например, в отпуск и обращается за помощью по отношениям, которые возникли по его месту жительства, то мы не сможем защитить его права, хотя в консультациях никому не отказываем.
— Бесплатное оказание услуг в наше время ставится под вопрос…
— Мы качество своей работы гарантируем. Безвозмездно не значит плохо. У нас все
— Как отдел взаимодействует с краевыми структурами, также призванными защищать права потребителей?
— Существует соответствующее соглашение между Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю (Роспотребнадзор) о взаимодействии в области защиты прав потребителей с целью недопущения масштабных нарушений. При выявлении фактов, товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, особенно вопиющих, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, мы направляем информацию в наш Новороссийский территориальный отдел Роспотребнадзора, осуществляющий контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг).
С Роспотребнадзором у нас существует длительное методическое взаимодействие. Так, например, продовольственную группу товаров, услуг общественного питания наш отдел охватывает только с точки зрения консультативной, разъяснительной, ведь специфика таких товаров (услуг) предполагает, как правило, проведение проверок, отбора проб, их лабораторное исследование и не только. А по материалам проверки Роспотребнадзора потребитель может обратится к нам за юридической помощью в составлении искового заявления в суд.
— Иными словами, если я купил некачественный продовольственный товар, обращаться следует не к вам?
— Да, изначально можно получить консультацию о своих правах и последовательности действий, затем — в Роспотребнадзор. А если будет необходимость защищать ваши права в суде, то материалы, составленные специалистами Роспотребнадзора, окажут существенную помощь в доказательстве фактов некачественного товара (услуг). Именно на нас лежит юридическая сторона дела. Как правило, мы так и взаимодействуем с коллегами. Роспотребнадзор проверяет, фиксирует, и доказательная база попадает к нам для дальнейших действий по защите прав потребителя.
— Как строится ваше взаимодействие с общественными городскими структурами, также защищающими права потребителей?
— Подобных общественных организаций в городе существует несколько, и потребитель вправе сам выбрать для себя структуру, в которую может обратиться за помощью. Мы взаимодействуем со всеми общественными организациями. В большей степени хочется выделить совместные мероприятия, проводимые с Общественной палатой города, особенно результативными показали себя встречи с представителями территориальных общественных самоуправлений во внутригородских районах.
— Очень много обращений разъяснительного характера. Как, например, получить перерасчет за потребленные ресурсы ненадлежащего качества. Вот живой пример: сейчас на улице тепло, а отопительный сезон официально еще не закончился. Логично, что объемы отопления снизились, но расчет стоимости услуги по отоплению осуществляется с общей площади жилья. Как быть, если общедомовой счетчик не установлен? Факт ненадлежащего оказания услуг по отоплению не зависит от температуры на улице, он зависит от температуры в помещении. Или температура ниже установленного норматива, или выше. В последнем случае граждане, как правило, считают, что это их личная проблема: открыл окно, и в помещении стало прохладнее. Но законодатель и это предусмотрел, и в случае «перетопа» перерасчет предусмотрен.
— риходится делать перерасчет по услугам ЖКХ, поскольку присылают квитанции с завышенными суммами. С такими жалобами к вам тоже обращаются?
— Некоторые заявители просто не могут понять новую объемную квитанцию, и часто обращаются за разъяснением — по пунктам, указанным в квитанции. Это, конечно, не основное наше направление, но так сложилось, что часто приходится этим заниматься. Сейчас мы вынуждены много времени и сил тратить на такую разъяснительную работу. Когда возникает большой объем по отдельным управляющим организациям и (или) ресурсоснабжающим организациям, мы рекомендуем им организовать разъяснительную работу. Прежде всего — управляющим компаниям, расчетным центрам.
— По всем ли вопросам взаимоотношений физического лица со сферой торговли или услуг можно обращаться в ваш отдел?
— Но я бы обозначила этот вопрос несколько иначе. Все виды работ и услуг, которые человек потребляет для личных целей, а не с целью предпринимательства, извлечения прибыли. К примеру, если человек сдал
Мы очень тщательно относимся к этому вопросу, к чему нас обязывают нормы законодательства, которые распространяются только на граждан, приобретающих товары и услуги для личных нужд, бытовых, семейных целей. Почему и созданы структуры, подобные нашей, потому что у потребителя более слабая позиция в отношениях с предпринимателем, с юридическим лицом. Почему и создан Закон «О защите прав потребителей». Ведь Гражданский Кодекс РФ — основа законодательства и распространяется на все виды отношений. Но если спорят между собой два юридических лица, у каждого из них, как минимум, есть свой юрист, либо они имеют возможность его пригласить. Когда спорят между собой два индивидуальных предпринимателя, они тоже равны в состязательности. А потребитель в таких спорах имеет более слабую позицию, поэтому ему требуется защита на законодательном уровне.
— Вы можете выделить характерные ошибки потребителей при приобретении товаров или услуг?
— Такие ошибки возникают. Назову одну — не желание знакомиться с сопроводительными документами к товарам. Зачастую потребитель, доверяясь
— Получается, что в этом случае виноват сам потребитель. К тому же он вряд ли сможет доказать, что
— Слово «виноват» мы по отношению к потребителю стараемся никогда не употреблять. А способа доказать, что товар навязан, в этом случае у потребителя практически нет. Всевозможные записывающие устройства, в том числе системы видеонаблюдения в магазинах, не подменяют основных способов доказательства наличия производственных дефектов либо ненадлежащей информации.
Иными словами, в гражданском суде при рассмотрении споров по защите прав потребителей не предусмотрен просмотр видео- и аудиозаписей, фотографий. Чтобы доказать правоту потребителя, мы прежде всего обратимся к паспорту на товар.
— Можно ли в приведенном вами случае защитить права потребителя?
— Можно, но не права потребителя, а права гражданина, в общегражданском порядке. Специфика в чем? Если нарушены именно права потребителя, то есть производственный дефект товара, затягиваются сроки устранения недостатков либо возврата денежных средств, или занижаются неустойки — то есть нарушаются нормы законодательства, тогда мы защищаем права потребителя. А в случае с адаптером человек может обращаться с требованием общегражданского характера, например, привести свидетелей, которые подтвердят, что продавец предоставил неверную информацию. Но это не в рамках защиты прав потребителя, не в том правовом поле, о котором мы с вами говорим.
— Есть ли у новороссийских потребителей своя особая ментальность и в чем заключается основная их ошибка при приобретении товаров или услуг?
— Исходя из того, с чем мы чаще всего сталкиваемся, отмечаю для себя инертность новороссийцев. Вот буквально только что на прием приходила пожилая женщина с жалобой на то, что в их многоквартирном доме не топят, а перерасчет не сделан. И лифт в доме давно не работает, а перерасчета размера оплаты нет. И вот, что характерно, что из всего многоквартирного дома с жалобой обратился лишь один потребитель, а что остальные? Ждут, что все само собой разрешится, но при рассмотрении обращения выяснилось, что об остановке лифта в управляющей организации и в расчетном центре неизвестно. Заявителю оказана помощь в составлении заявления в управляющую организацию. По результатам проверки состояния лифта будет принято решение о ремонте и произведен перерасчет на время остановки лифта. Делайте вывод сами…
— Для вас имеет значение, одиночное ли это обращение гражданина или коллективная жалоба?
— Что касается перерасчетов коммунальных услуг, то они, как правило, заявительного характера. Причина некачественного отопления может быть в отдельном стояке, к которому подключены четыре квартиры, поэтому перерасчет предусмотрен только тем гражданам, которые обратились с соответствующим заявлением.
— ринципиальна ли сумма ущерба заявителя?
— Сумма совершенно не имеет значения. Иногда потребители приходят и со стеснением говорят, что сумма ущерба настолько мала, что, наверное, мы и не возьмемся защищать нарушенные права гражданина. Но для нас нет в этом никакой разницы. Здесь дело в принципе защиты прав потребителя.
— Каков механизм защиты моих прав, если, допустим, мне продали в магазине некачественный товар?
— По торговле достаточно составить грамотную претензию, что помогут сделать специалисты нашего отдела, и установить срок для ее рассмотрения. Затем потребитель отправляется в тот магазин, где ему продали некачественный товар, и вручает ее руководству торговой точки. Если претензия не удовлетворяется, потребитель принимает решение: взыскивать нанесенный ему ущерб через суд.
— Насколько часто дело завершается в суде?
— Как правило, работаем на убеждение противной стороны о нарушенных правах потребителя, последствиях нарушения добровольного порядка удовлетворения требований, последствиях при обращении в суд, поэтому зачастую обходимся без судебных разбирательств.
— Какие документы должен иметь при себе гражданин, обращаясь в отдел по защите прав потребителей?
— Гражданский паспорт, документы на приобретенные товары, договоры на выполнение работы или оказание услуги.
В 1992 году был принят первый в истории России закон, направленный на защиту граждан РФ, имеющих намерение заказать или приобрести