Без мата нет проката: кино с ненормативной лексикой будут показывать…на фестивалях


Российские режиссеры, продюсеры и кинокритики погружены в печаль, грозящую обернуться хронической депрессией: любимый всеми русский мат может в скором времени исчезнуть с отечественных киноэкранов — как исчезли когда-то с планеты Земля динозавры.
Участь монстров Юрского периода «народный лексический пласт» рискует разделить благодаря нашим чиновникам, чей высокий моральный уровень теперь вряд ли кто-нибудь оспорит. Инициатором новшества стал министр культуры РФ Владимир Мединский, накануне сообщивший россиянам сногсшибательную новость: контора г-на Мединского готова поддержать законопроект о запрете ненормативной лексики. Не претендующая на популярность юридическая новация разработана группой депутатов Госдумы во главе с культовым режиссером Станиславом Говорухиным, подарившим стране сериал «Место встречи изменить нельзя».

— Если фильм выходит в широкий прокат, мата в нем быть не должно, — сказал, как отрезал, министр культуры, — это наша позиция: ни в кино, ни на сцене мату не место.

Куда же ему, бедному, податься? В смысле, мату? Да хоть в подворотню, считают чиновники. Или... на фестиваль.

— В случае принятия законопроекта содержащему нецензурную брань кинофильму выдача прокатного удостоверения будет запрещена, — продолжил тему Владимир Мединский, — Однако при этом возможен прокат такого фильма на кинофестивале: один-два фестивальных показа вполне можно будет провести.

Так что если кому-то захочется насладиться милым сердцу трехэтажным матом, добро пожаловать в Канны. Или на худой конец — в Венецию. Впрочем, какие именно кинофорумы разрешат показ фильмов с матами, министр не уточнил.

Нетрудно догадаться, что совместное дитя депутатов и министра в кинематографической среде особую любовь покуда не снискало. Хотя и нельзя не сказать, что всеми оно жестоко отвергнуто. Среди сторонников законопроекта — кинодраматург Александр Бородянский.

— Атмосфера в искусстве, да и в жизни, будет только чище, — считает кинодраматург, — а создатели фильмов с матерной лексикой пусть «запикивают» свои словесные перлы.

Насчет «атмосферы в искусстве» — кто его знает... А вот станет ли больше свежего воздуха после изгнания мата с кино в обычной повседневной жизни — это большой вопрос. Можно ли приравнять крепкое словцо к насилию и крови, отравляющих психику зрителя, — далеко не факт. К тому же ведь никто не отменял такой дееспособный механизм, как маркировка фильмов грифом «18+». Или же показ их в позднее время суток.

— Если, к примеру, в картине присутствуют сцены сексуального насилия или матерная речь, фильм получает возрастное ограничение «16+» или «18+», — напоминает режиссер и продюсер документального кино Виталий Манский, — и этим, как мне кажется, снимаются все проблемы; почему же большой специалист в кинематографе Владимир Мединский или депутат Станислав Говорухин занимаются изобретением давно существующего велосипеда?

Впрочем, все это мнение интеллигенции. А что скажет товарищ токарь?

— Слушать мат — полезно для здоровья и общего развития, — утверждает житель Новороссийска Борис Руденко, рабочий в пятом поколении, — соленое словцо веселит и бодрит душу, особенно душу русского человека.

Вот такой он, глас народа. С пролетарием-философом можно и подискутировать, если в его руке нет куска арматуры. Но нельзя, однако, не признать, перефразируя пословицу: матерное слово и кошке приятно. В том случае, кода оно сопровождается хорошим отношением к животному. А в ситуации с кинематографом во главе угла — отношение к зрителю.

— Есть такие сюжеты, где крепкое словечко органично и необходимо, — убежден кинорежиссер Николай Досталь, — В то же время часто бывает, когда ненормативной лексикой хотят хоть как-то приперчить откровенно неудавшееся блюдо...

То есть основной критерий — уважение к киноаудитории, которую непозволительно «угощать» дешевой халтурой в «упаковке» из матерных слов. Что касается кино, то оно всего лишь часть нашей реальности. В которой без мата и скучно, и грустно. Ни руку подать, ни морду набить.

— Похоже, ругаться теперь разрешат только в специально отведенных местах, — подводит итог кинокритик, почетный президент Международной федерации кинопрессы (ФИПРЕССИ) Андрей Плахов, — Например, в фестивальных кинотеатрах, где, по идее, должны показывать кино, имеющее отношение к культуре и искусству. А в мультиплексах, где крутят отменную пошлятину, все экранные персонажи, включая гопников, будут изъясняться с экранов, словно английские пэры...

Ну что же, забавно. Приготовьтесь-ка к тому, что отпетый маргинал, вместо того чтобы послать экранного обидчика на три веселых буквы, произнесет вдруг такую тираду: «Сэр, я очень сожалею, но боюсь, что буду вынужден попросить вас удалиться...».


Сергей Таран
Специально для «ВК Пресс»