«Большой брат» будет следить за сдающими ЕГЭ, или куда утекают деньги бюджета


Выпускникам 2014 года списывать во время Единого госэкзамена будет сложнее, чем их старшим товарищам. Все пункты сдачи ЕГЭ оснастят видеокамерами.

Выпускникам 2014 года списывать во время Единого госэкзамена будет сложнее, чем их старшим товарищам. Все пункты сдачи ЕГЭ оснастят видеокамерами. Фиксировать будут и происходящее в аудиториях, и в коридорах. Кроме мест сдачи экзамена, видеоконтроль будет и на местах работы экспертов. Кроме того, за проверкой бланков будут следить независимые наблюдатели и специально назначенные федеральные инспекторы. Все это должно обеспечить большую объективность и прозрачность экзамена.

Напомним, что все эти меры решили принять после скандальной экзаменационной кампании 2013 года: многие школьники смогли пронести в аудитории телефоны и прочие гаджеты. Вся эта техника позволила получить помощь извне, списать и набрать незаслуженно высокие баллы. А при проверке работ некоторые недобросовестные эксперты ставили отметки о правильном выполнении вопросов, на которые экзаменуемые дали неверный ответ или вообще оставили поле пустым. Глава Рособрнадзора Иван Муравьев был вынужден уйти в отставку, а в образовательном сообществе началась дискуссия о том, как сделать экзамены честными.

Необходимое оборудование Минобрнауки рассчитывает получить от «Ростелекома», который обеспечивал видеонаблюдение за президентскими выборами 2012 года. Министр не уточнил, сколько бюджет потратит на тотальное видеонаблюдение: по его словам, оснащение одной аудитории обойдется примерно в 12 тысяч рублей. «Коммерсант» посчитал, что видеонаблюдение на всех пунктах сдачи (а в прошлом году их было 7469, а в некоторых по десять аудиторий) будет стоить минимум 89,628 миллиона рублей.

До этого Министерство образования и науки РФ предложило выделить на разработку системы видеонаблюдения для обеспечения информационной безопасности во время ЕГЭ 350 миллионов рублей. Депутат Госдумы, член Генсовета «Единой России» Владимир Бурматов направил официальные предложения на имя вице-премьера Ольги Голодец, министра связи и массовых коммуникаций Николая Никифорова и министра финансов Антона Силуанова с просьбой оценить возможность использования в ходе Единого государственного экзамена систем видеонаблюдения, созданных в 2012 году для контроля над ходом голосования на выборах и целесообразностьи вновь выделять деньги, по сути, на то же самое.

- Это нерациональное использование средств, - комментирует Бурматов. - В данной ситуации целесообразно использовать те видеокамеры, средства видеофиксации, записи и трансляции в интернет, которые были закуплены еще в 2012 году в рамках проекта по общественному контролю за ходом голосования на выборах. Тратить дополнительные деньги на такую систему нет необходимости. Количества ранее закупленных видеокамер достаточно для того, чтобы обеспечить ими все пункты сдачи ЕГЭ. Более того, речь идет не просто о видеокамерах, а о комплексах, которые способны обеспечить передачу звука, трансляцию видеоконтента в сеть интернет и его архивирование. Напомним, совсем недавно мы спасли треть миллиарда от рассовывания по карманам чиновников под предлогом борьбы с хакерами, которых не было. И сейчас мы видим, что ту же сумму, треть миллиарда, Минобразования хочет освоить под другой проект, для чего-то купив видеокамеры во второй раз.

По видимому, министры разобрались и не разрешили Минобразования покупать новые системы видеонаболюдения.

Другими словами, под лозунгами «за чистоту ЕГЭ» хотели в очередной раз «поиметь с бюджета».

Но даже если поставят везде камеры, пусть даже использованные на выборах, изменится ли что-то в лучшую сторону? Перестанут ли ухищряться выпускники и проверяющие эксперты? Многие считают, что тотальный видеоконтроль может быть совсем и не тотальным. Например, можно повернуть камеры в слепую зону, а в аудитории хоть конем ходи. Кроме того, допустим, наблюдатели зафиксируют, что выпускник списывал с мобильного, который лежал на коленях под партой. Но как доказать: ребенок скажет, что чесал коленку или поправлял одежду… Любое нарушение можно будет оспорить в суде. К тому же, как мы знаем, нарушения самые значимые происходят задолго до экзамена. В прошлом году в сеть слили реальные ответы на ВСЕ экзамены за два-три дня до них.

Слишком уж много поставлено на ЕГЭ в жизни выпускника. Желание обмануть, обхитрить, объегорить, в конце концов, – оно как будто в крови, в мозгу, да и вообще обусловлено национальным российским гомеостазом. Подрастающее поколение видит глобальные масштабы коррупции, вороватых чиновников, вседозволенность и решает: «почему им можно, а мне нельзя». И сейчас те, кто списали - ловкие герои нашего времени, а кто не смог, и все одиннадцать лет учил и трудился, а на экзамене переволновался и не смог до конца раскрыть тему, ответить на вопрос – лох. Вот позиция нынешних молодых, слава Богу, не всех: хочешь жить умей вертеться!! Так, всякие умники всю жизнь будут надеяться на свои мозги и в итоге сломаются. А человек, который по жизни вертится, суетится, пытается найти какие-нибудь лазейки, такой человек будет куда успешнее».

Действительно, зачем надеяться на мозги, когда главное – ухватить, урвать, украсть, схватить и бежать?


Пусть это пафосно звучит, но единый экзамен, как зеркало, в котором можно увидеть всю страну, отражает реальную, ничуть не приукрашенную действительность России. К сожалению, и ее будущее. Мерзкое и, увы, безрадостное…

Инна Мочалова
Специально для «ВК Пресс»