В Краснодаре блогеры и журналисты обсудили настоящее и будущее медиасферы - новые технологии в распространении информации не могут не влиять на настоящее и будущее традиционных СМИ.
В Краснодаре блогеры и журналисты обсудили настоящее и будущее медиасферы - новые технологии в распространении информации не могут не влиять на настоящее и будущее традиционных СМИ.
Как мы уже сообщали, информационно-аналитическое агентство «ВК Пресс» провело «круглый стол», посвященный будущему средств массовой информации. В мероприятии приняли участие представители Союза журналистов Кубани Влад Жуковский и РИА «Новости» Татьяна Кузнецова, руководитель пресс-центра «Комсомольская правда — Кубань» Тимур Халилов, блогеры Краснодара — Dj Остап, Андрей Помидорров, Елена Каск и представители КуБлога.
Сколково снискало себе славу пока только воровством бюджетных денег, однако один из прогнозов инновационного центра не может не задеть всех, кто связан со СМИ: через десять лет профессия журналиста исчезнет за ненадобностью. Обсуждение будущего медиасферы началось с этого вопроса — подчас на примере непосредственно «ВК Пресс».
Dj Остап (Сергей ОСТАПЕНКО):
— С моей точки зрения, профессия журналиста приобретет новые формы. В соответствии с теми технологиями, которые становятся нашей реальностью благодаря великому пророку Джобсу. Он дал нам возможность быть более интерактивными, гибкими и социально активными. А что касается бумажных изданий... Мы, выпуская наш журнал (этнический казачий журнал «Казарла»), делаем его просто как имиджевый проект. Леса вырубаются, планшетов становится все больше — по-моему, неизбежный процесс.
Тимур ХАЛИЛОВ, руководитель пресс-центра «Комсомольская правда — Кубань», политолог, преподаватель КубГУ:
— Самая большая проблема традиционных медиа — добиться двойной продажи. Первая — через подписку, вторая — через рекламную площадь. Эта модель уходит в прошлое, контент будет бесплатным для потребителей. Многие ресурсы, которые устанавливали платный доступ к контенту, отказываются от этой идеи. В масс-медиа не будет и преференций на доставку рекламы — таких, какие были у газет в XIX—XX веке: сейчас много других каналов дешевой доставки рекламного сообщения. Та же самая контекстная реклама в социальных сетях.
Рекламно-подписная модель наших медиа, по-видимому, просто прекращает существование. Я уверен, что в будущем лучшей моделью развития медиа-бизнеса будет комплексный маркетинг: продажа рекламы (но это не основное, потому что рекламодатели будут постепенно все же уходить); спецпроекты — это очень важно; информационное спонсорство крупных мероприятий и развитие цифровых сервисов.
И медиа должны давать больше возможности читателям для участия в работе ресурса: форума уже недостаточно. Должна быть прописана возможная «дорога» читателя. Прочитал какую-то новость, ответил на вопрос, выбрал одну из предложенных ролей — например, роль корректора или корреспондента, аналитика — и изложил свои впечатления на этом же сайте. То есть если медиа будет широкое, то и методы вовлечения должны быть такими же. Или, например, статья еще не написана, но тема известна. Она выставляется на конкурс среди читателей, лучший текст публикуется на сайте. Читатели вовлекаются в процесс работы портала. Можно не оперировать понятием «лучший», а остановиться на чем-то нейтральном: выбор редакции например. Публиковать это в редакционной части сайта, а остальные — в читательской части. Уместно разделить пространство на «сделано в редакции» и «живое творчество масс», и еще неизвестно, какая из этих двух частей окажется влиятельнее и популярнее.
Андрей ПОМИДОРРОВ, блогер:
— Если ориентироваться на соцсети, все должно быть написано на нормальном человеческом языке. И обязательно интересная подводка. Если это будет длинный текст с дико умными словами, лично я «сломаюсь» на первом абзаце... и лучше почитаю комментарии, чтобы понять, о чем идет речь.
— В последнее время, заметьте, вся информация анализируется по первым предложениям, — продолжил Dj Остап. — Очень редко — когда ты пойдешь в тему знакомиться с материалом полностью. Скорее нет, чем да. Поэтому вопрос интерактивности и опыта журналистов — дело не просто саморазвития, а выживания. В том виде, в каком сейчас существует профессия журналиста, она себя исчерпала. То же самое происходило с CD-дисками. Все говорили — да, продажи падают, но ди-джеи продолжали их печатать. И вот наконец, когда это произошло, резко и сразу, огромное количество людей потеряли сразу все. Та аудитория, которая сейчас приходит, не привыкла читать не спеша. Она работает с лидами и яркими картинками. Вот с этим вам и разбираться...
— Синтез, получается...
— Никакого синтеза!
— Но ведь важен профессиональный подход?!
— Произошла революция! Никакого подхода, никакого компромисса быть не может. Хорошо, что вы пригласили нас поговорить на эту тему. Плохо, если, поговорив, вы начнете искать некий компромисс. Компромисс в данном случае по сути невозможен. Традиции должны быть встроены в новую модель средства массовой информации.
— И все сведется к обыденному разговорному «читательскому» стилю?
— Кто сказал, что тот журналистский стиль, который преподают в университете грамотные люди прошлого века, должен доминировать? Основная задача средства массовой информации — донести информацию до потребителя. Самое главное в настоящее время — перестроиться на публику, которой сейчас 20 лет и которая через 30 лет будет максимально социально активна.
— А как же судьба русского языка?
— Но ведь есть тенденции и здесь. Режимы приходят и уходят, а тенденции остаются, — Тимур Халилов. — На то она и макроистория в социологическом смысле слова. То, что время заставило умереть, реанимации не должно подлежать. Вот и все.
— Если бы Тимур в подобном научном стиле писал статьи, я бы его не читал, — Андрей Помидорров.
— Но мы говорим о серьезных вещах!
— Я обратил внимание: в Москве журналисты работают уже давно по-другому, — Dj Остап. — Они ушли ото всех стандартных штампов. Никаких размышлений: «Как я должен выразить эту мысль» — интернет совсем другой! Пять лет назад уехал из Москвы — уже тогда издания отличались творческой либеральностью. А у нас журналисты — крепостной люд. Приходится работать при новых технологиях со старыми штампами. Я бы, например, каждого журналиста заставлял использовать максимальное количество социальных ресурсов. И более того — заставил бы проходить курсы с целью повышения уровня квалификации в сети интернет. И это не вопрос дискуссии. Это вопрос данности.
Елена КАСК, блогер:
— СМИ стоят за забором и боятся: а что же там? «Там», в соцсетях, все просто: утром люди проснулись, почистили зубы и обязательно заглядывают — что же произошло. Вот вам надо быть рядом с этими людьми. Нужно постоянно создавать информационные шумы и привлекать внимание. Что касается той мысли, что журналисты «вымрут»: профессия не умрет, она видоизменится.
— Надо выходить за этот «забор», — Dj Остап. — Но выходить с опытными людьми, чтобы заниматься всем спектром. Нужны именно специалисты.
Влад ЖУКОВСКИЙ, представитель Краснодарского краевого отделения Союза журналистов России:
— Важно определиться с аудиторией. Для кого писать, что писать. Чтобы не было такого: пишу обо всем и ни о чем. Это никому не нужно. СМИ должны иметь бизнес-план, концепцию. Чтобы не бояться, знать и соблюдать законодательство (и не будет вопросов по «кажущейся» свободе слова). Важна ниша.
Сергей БУРЦЕВ, КуБлог:
— Ниша политической аналитики на Кубани, в принципе, свободна... Что касается журналистов-студентов: на что им обращать внимание? Идти в СМИ, открывать блоги?
— Развиваться! Через несколько лет вместо журналистов потребуются люди, которые будут обладать знаниями в области интернета, при этом способные хорошо писать, сфотографировать, использовать видеопрограмму, чтобы сделать промофильм и транслировать информацию постоянно, — Dj Остап.
Собственно, остальные обозначенные для обсуждения вопросы вызвали меньший интерес и все обошлось без бурных дискуссий: свобода слова должна «подпираться» жесточайшей цензурой на отдельные вещи — разжигание розни, скверну и не только; интернет-ресурсы, конечно, обязаны быть максимально защищены, чтобы избежать взломов и распространения ложной информации... А на бумаге издания останутся только в люкс-версии, для очень богатых.
Обсуждением темы будущего медиасферы информационно-аналитическое агентство «ВК Пресс» отметило первый день рождения — год официальной работы. Мы благодарим всех, кто принял участие в мероприятии, за внимание к ресурсу и откровенность.
ИА «ВК Пресс».
Заметки на полях
Обязательные составляющие СМИ в будущем: эксклюзив, своевременность, глубина (для аналитических ресурсов), яркая подача, коротко и четко сформулированные мысли, дерзость, внедрение в соцсети, заметная роль читателя, наличие в штате креативного директора (знающего законы и особенности медиарынка), мультиформат, присутствие справочной информации, уникальное торговое предложение для инвестора.
Заметки на полях
При наличии у СМИ большего количества денег и грамотных людей, чем в блогерской среде, нужно найти самого популярного персонажа в интернете и просто не повторять его ошибок, учитывая преимущества. Чужой опыт использовать себе на пользу.