По краю за последний месяц зарегистрированы случаи вопиющей подростковой жестокости. В Тимашевском районе несовершеннолетние напали на мужчину, несколько раз вонзив ему нож в живот. Напали... (!) 17-летние девушки.
Самое главное — действовали по плану: познакомились с мужчиной в интернете. В ходе переписки скрыли свой возраст и предложили продолжить общение при личной встрече. В тот же вечер мужчина приехал в Тимашевск. Девушки сели в его автомобиль и хладнокровно нанесли ему несколько ударов ножом в живот и скрылись с суммой денег (абсурд!)... в четыре с половиной тысячи рублей.
В Новороссийске молодые люди в возрасте от 17 до 21 года нападали на операторов и продавцов АЗС, забирая выручку.
Что такое хорошо и что такое плохо?
Интересно, как бы выглядело продолжение этого безобидного детского стихотворения, доживи В.В. Маяковский до наших дней. ...Не воруешь — хорошо. Мало лайков — плохо?
Почти каждая сводка новостей о подростках попадает под определение «плохо». Даже не просто «плохо», а «ужасно», «жутко», «невообразимо» или «зверски». Все чаще СМИ говорят о снижении уровня преступности в молодежной среде. Возможно, количество правонарушений и правда падает, но их качество повергает в шок даже самых невозмутимых людей.
Вот случай из мировой практики — в начале января подростки из Саудовской Аравии загрузили в сеть более десятка видеороликов, на которых они безжалостно переезжают щенка на автомобиле. Предварительно этой «глупой собаке», как ее назвали сами авторы видео, связали лапы.
Жизнь животного ребята хотели променять на «мне нравится» в одной из известных социальных сетей, но взамен получили «неожиданное» осуждение общества и судебный приговор.
Убить ради прикола
Откуда вообще у современных подростков возникает желание преступить закон? Чего они хотят добиться своими «подвигами»?
Возможно, молодежь решает украсть чужую красивую жизнь из-за отсутствия нормальной жизни в собственной семье. Многие просто попадают под дурное влияние старших товарищей или проигрывают так называемый спор на желание. В любом случае, им знакомо и чувство страха. Так если трясутся коленки, почему все-таки совершаются правонарушения?
Ученые утверждают, что для того, чтобы пойти на преступление подросткам необходимо заручиться поддержкой окружения, убедить себя в том, что они совершают шалость, и ничего криминального в этом нет.
Зачастую новичков ловят. Их выдает походка, неуверенность в голосе, испуганные глаза. Ребята сразу привлекают к себе внимание и попадают под надзор органов по делам несовершеннолетних.
— Самым распространенным преступлением в молодежной среде является кража, — рассказывает главный специалист отдела реализации молодежных программ управления по делам молодежи Краснодара Валентина Тренина. — Ребят ставят на учет на основании заключения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации внутригородских округов. Наша задача — организовать им досуг, отдых, трудоустройство, зачислить в клубы по месту жительства.
— А подопечные не рассказывали, почему они пошли на правонарушение?
— Те, кто нам доверился, говорили, что все было «по приколу». Мы не стараемся залезть к ним в душу. Главное в нашей работе — добиться того, чтобы ребята перестали воровать, начали посещать учебные заведения, жить дома.
Чужая жизнь — не мелочь!
Почти семь лет действует закон «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае». И за это время преступность среди молодежи стремительно падает.
— Как только появилось это ограничение по времени для ребят, ученики старшей школы, чувствующие себя очень взрослыми, считали его соблюдение глупым и невозможным, — рассказывает заместитель директора МБОУ СОШ № 89 по воспитательной работе Людмила Чалая. — Родители наших учеников тоже удивлялись «детскому закону», но среди последних было больше сторонников. Присутствовал и не совсем ответственный подход к закону 1539. После 22:00 отец запросто мог отправить свое чадо в магазин неподалеку, за хлебом. Сам школьник мог задержаться на тренировке и не спеша идти домой. Имели место и безвыходные ситуации. Мать и ребенок живут вдвоем. Маме стало плохо, и подросток спустился в аптеку своего же дома за лекарствами, там его и поймал патруль.
Что делать в подобной ситуации? Оставить самого родного человека без таблеток или пойти на нарушение? Ребенок, не мешкая, выбирает второй вариант.
— Мы ведем разъяснительные беседы, — продолжает Людмила Алексеевна, — контролируем пойманных ребят, организовываем мероприятия, посвященные соблюдению «детского закона». В школе создан целый штаб воспитательной работы, который занимается профилактикой безнадзорности и правонарушений.
Многие говорят, что с появлением закона на улицах края стало спокойнее. Родители начали ответственнее относиться к контролю за детьми, сами ребята к назначенному времени спешат домой. А это значит, что на Кубани все-таки усвоили, что же такое хорошо и что такое плохо.
Наталья Ересько
Специально для «ВК Пресс»