Дорожная история. Подробности ремонта дорог в Краснодаре: почему именно центр


…Если считать дороги наших городов артериями, то любой медик поставит диагноз Краснодару — изношенность сосудов и хронический тромбофлебит. И добавит, что лечение будет длительным.
Старые планировки улиц, возросшее число автотранспорта закупоривают дороги. 

 По информации за 2015 год, в график включен ремонт улиц Кубанская Набережная (от Кожевенной до Индустриальной), Ялтинской (от Селезнева до Северной), Красных Партизан (от Тургенева до Рашпилевской), Северной (от Ялтинской до Аэродромной), Ставропольской (от Мачуги до Вишняковой), а также Северных мостов. Семь новых объектов в дополнение к продолжающейся реконструкции улиц на Восточно-Кругликовской. Не сегодня завтра приступят к капремонту улицы Тургенева. Мы решили побывать на некоторых участках, чтобы оценить ход работ.


Дата нашего рейда пришлась аккурат на десятый день начала ремонта. 

Одежда теперь с «карманами»

В нашей рейдовой бригаде — замначальника отдела технадзора МКУ «Единой службы заказчика» Александр Соловьев. Он-то и строит маршрут. «Хотя, — предупредил сразу, — основной работы сейчас не увидите, она начинается с десяти вечера, когда рассасываются пробки, и продолжается до семи утра. А днем, пока к дорожному полотну не подступиться, идет ремонт придорожного комплекса».

Первая остановка — на улице Красных Партизан. Отъезжаем два квартала от перекрестка с Тургенева вдоль заградительных кеглей на обочине дороги. И вот — бригада в оранжевых жилетах. Ходко стелют новую тротуарную плитку в знакомую по утвержденным стандартам единого облика Краснодара серо-белую клетку. Рядом невысокие «поленницы» из старых бордюров.

Что ж, работы разворачиваются комплексно — с полной заменой не только дорожного полотна, но и с обновлением тротуаров, бордюров, с последующим дополнительным озеленением и освещением.

— Но в ряде случаев, — поясняет Александр, — бордюры снимаются и для другой цели: чтобы выполнить обустройство дополнительных карманов для парковочных мест. Например, на Ялтинской проектировщики выкроили три таких кармана, на Северной — 70, на Красных Партизан — 20, на Ставропольской — 26.

Так вот откуда в том числе возьмутся обещанные городской администрацией новые парковочные места. Что называется — по зернышку…

К нам подходит заместитель директора подрядной организации Сергей Ради. Его производственно-коммерческая фирма «Дорожно-Транспортная Компания» известна не только в родном Армавире. Дорожники проявили себя в Красной Поляне — десяток улиц по олимпийской программе «одели».

— В Краснодаре — та же ответственность, отставаний в объемах не допускаем, —заверяет Ради.

Вот такие «пироги»…

Но не зря говорят, что журналисты — это профессиональные дилетанты. Так что расспрашиваю Сергея Валерьевича с пристрастием обывателя:

— А что за объемы? Что поэтапно вам нужно сделать вот здесь, на конкретном участке?


Он начинает издалека:


— К плохому состоянию проезжей части приводят погодные условия, использование реагентов в зимний период и увеличение количества транспорта на магистралях. Поэтому мы сначала снимаем изношенный слой под проектную отметку методом фрезерования.


— Одновременно со снятием происходит текстурирование поверхности, вот видите? — Сергей Валерьевич показывает на продольно нарезанные асфальтные швы, которые я принимала за неопрятно обработанную поверхность. Оказывается, волнистость создается фрезой специально.

— На подготовленную таким образом поверхность укладывается выравнивающий слой из асфальтобетонного покрытия. Схватывается идеально. И, наконец, финальный слой из особой смеси с присадками… Все, «пирог» собран.

 И не подозревала, что современная дорога — такой кладезь ноу-хау. Новые технологии отодвинули в прошлое практику 90-х, когда в дорожном строительстве применялись битум да щебень. На смену им пришла усовершенствованная смесь, названная «щебеночно-мастичный асфальтобетон» (ЩМА). Она обеспечивает ровную поверхность, улучшенное сцепление, выдерживает высокий уровень трафика, что немаловажно для магистральных улиц. По той же Северной, к примеру, интенсивность движения, говорят, достигает 40–50 тысяч автомобилей за день.


Мы движемся по Красных Партизан вдоль полуторакилометровых ремонтных работ. Но — движемся! Останавливаемся только на светофорах. Выворачиваем на Северную. Здесь тоже транспортных заторов не наблюдается. Дневная смена дорожников не дремлет — демонтируются бордюры, старое тротуарное покрытие.


А ведь многие краснодарцы, чего греха таить, поплевываются, глядя на ремонт центральных улиц, и поминают незлым тихим словом разбитые периферийные дороги. Почему до них очередь не доходит? Ответ нашла в администрации города.


В Краснодаре 1685 улиц, и половина из них все еще без должного исполнения. Чтобы хоть как-то систематизировать работу, было решено разбить ее на этапы. И в первую очередь привести в порядок магистральные улицы. В этом есть истина, признаю про себя, вспомнив адреса ремонта в прошлом году: Уральская, Седина, Новороссийская, Лукьяненко, Октябрьская, Алма-Атинская, Герцена, Володарского… — всего тринадцать наиболее оживленных автодорог.


Плавающие люки вместо плывущих улиц

Между тем на стыке Северной и Аэродромной встречаем прораба строительного участка № 3 ОАО «Красноармейское ДРСУ» Владимира Николаевича Варченко. Эта магистраль — зона его ответственности. Красноармейские дорожники тоже ребята продвинутые. Не зря же их привлекали к строительству автодрома «Формулы-1» в Сочи. На рынке компания без малого 30 лет, всяких технологий перепробовали. Теперь используют для особых характеристик асфальта многокомпонентные полимерные добавки Duroflex. Говоря об их свойствах, специалисты переходят почти на неологизмы. Цитирую: «Добавки повышают сдвигоустойчивость, температурную трещиностойкость и усталостную долговечность». Словом, именно такая «одежда» должна применяться для наиболее нагруженных автомагистралей.


И если уж продолжать говорить о модернизации дорог Краснодара, то как не порадовать автовладельцев: в ходе ремонта наши дороги постепенно избавляются от такой напасти, как выступающие из асфальта люки. Сколько разбитых подвесок на их счету… Теперь дороги начинают обзаводиться такой технологической новинкой, как плавающие люки для инженерных коммуникаций.


— Вот они, — указывает Александр на сложенные аккуратной стопочкой железобетонные плиты с люком посередине. Тут же у обочины, недалеко от перекрестка Северная — Леваневского, примостилась тяжелая спецтехника. Рассматриваем люки. Собственно говоря, это целая конструкция. Плавает она потому, что опирается не на бетонные кольца, как старые люки, а на конструкцию дороги. В стальные цилиндрические конструкции, укрепленные бетоном (дорожные строители называют их «обечайка»), вставляется опора люка с крышкой, и асфальт закатывают, что называется, заподлицо. Проедешь по такой дороге и не вздрогнешь ни разу — люки утоплены вровень с покрытием.


— Такое конструктивное решение исключает сколы и просадки асфальта вокруг люка, дает возможность регулировать люк по высоте, — хвалится Соколов, — они гораздо проще в монтаже и срок эксплуатации не менее 10 лет.


К слову, те, кто ездит по отремонтированным в прошлом году дорогам, сами оценили новинку: плавающие люки в ходе реконструкции вытесняют старые.


Добавить цвета!

Да, новые материалы и технологии последних мировых трендов приходят на улицы Краснодара. Оказывается, при особом подборе различных полимеров, битумов и щебня можно не только создать оптимальную асфальтобетонную смесь под конкретную тротуарную нагрузку и климатические особенности дороги, но и выбрать оригинальный цвет покрытия. Представляете? Цветные трассы с зеленым, к примеру, асфальтом или красными дорожками… Как прибавить яркости, дорожники продемонстрировали на примере полимерного тротуарного покрытия на улице Новороссийской в районе улицы Шевченко с несколькими образцами орнамента. Цветные эксперименты подрядчиков власти приняли к сведению.


— Кстати, о работе с подрядными организациями, — интересуюсь уже у заместителя руководителя Единой службы заказчика Андрея Канайчева. — Ведь какие бы технологии ни применялись, безответственная работа строителей на местах может свести на нет все результаты…


— Это им невыгодно, — отвечает Андрей Григорьевич. — Наши условия просты: подрядчик строит дорогу и в дальнейшем берет на гарантию весь ее жизненный цикл (от 10 до 30 лет). Дальше элементарная экономика. Схалтурил — придется тратиться на ремонт за собственный счет. Строгий бизнес-расчет. Ну и с нашей стороны контроль ежесуточный. На каждом участке каждого объекта. Да и край не дает расслабиться.


Планку задали. Что дальше?

Что правда, то правда. Получив колоссальный опыт в Сочи, где применялись все самые последние отраслевые инновации, команда под кураторством Джамбулата Хатуова стремится распространить его на весь край, и в первую очередь — на столичный Краснодар. Именно в городе олимпийских побед была задана высокая планка для модернизации транспортной инфраструктуры Краснодара.


…Возвращаюсь вечером домой. Ловлю себя на том, что приглядываюсь к нашим дорогам с особым тщанием… Да уж, инновации — это хорошо. Но какие же объемы дорожных работ нужно выполнять ежегодно, чтобы добраться до второстепенных улиц города! Это несмотря на то, что в последние годы каждый летний период около десятка, а то и больше краснодарских дорог одеваются в свежую одежду. А главное: сколько нужно средств, если только на нынешние работы в рамках подпрограммы «Капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог местного значения Краснодарского края на 2014–2016 годы» планировалось направить более миллиарда рублей! 

Каковы перспективы? Они, похоже, будут зависеть от корректировки генплана, в результате чего власти города надеются возобновить проект «Краснодарский транзит», в рамках которого предусматривается долгожданный перенос железнодорожного полотна за пределы города. Это откроет другие автовозможности.


Видимо, дорожная история Краснодара будет продолжаться не один год…

Карина Миракова

Фото: rybinsk-once.ru