Оценка ситуации с грамотностью в российском обществе в целом варьируется в диапазоне от «проблемной» до «катастрофической». Ошибки раздражают, желание бороться с ними - нормально для образованного человека, хорошие тексты – редкость.
Оценка ситуации с грамотностью в российском обществе в целом варьируется в диапазоне от «проблемной» до «катастрофической». Ошибки раздражают, желание бороться с ними - нормально для образованного человека, хорошие тексты – редкость. Таковы итоги опроса российских редакторов и журналистов, проведенного недавно Европейским рейтинговым бюро.
На фестивале «Живое слово» 52 представителя СМИ из разных городов России (большинство – победители профессиональных конкурсов «Живое слово») написали диктант. Результаты этого «эксперимента» представлены на диаграмме:
Выводы очевидны: об абсолютной грамотности современных журналистов говорить не приходится. А ведь за три орфографические ошибки можно поставить только «3».
Огромное негативное влияние на изменение русского языка оказали SMS-общение и Интернет. Большинство журналистов пишут на «2» и «1», если за 20 ошибок можно поставить такие оценки.
Наличие феномена тотальной безграмотности признают все - ни один из участников исследования не согласился с тем, что нынешняя ситуация не является проблемной. В своем отношении к происходящему журналисты все же разделились: 52 процента ответивших считают безграмотность реальной проблемой, 22 процента видят в ней угрозу национальной культуре, 6 процентов уверены, что это катастрофа. Лишь 3 процента представителей медиа склонны полагать, что шумиха вокруг правописания создается искусственно.
Отношение журналистов к тем, кто пытается бороться с ошибками, разнится. Больше половины респондентов (59 процентов) считают таких борцов «образованными людьми со здоровой реакцией на ошибки». Каждый пятый готов назвать их «спасателями языка». Еще 15 процентов констатируют, что такие люди – «вымирающий вид», а 7 процентов журналистов уверены, что основную часть grammar-nazi составляют «истеричные пожилые учительницы».
Отчасти безграмотность - угроза национальной культуре. Но скорее говорить следует о культуре вообще, поскольку проблема остра в большинстве индустриальных стран, которые уже прошли через период всеобщей грамотности, а теперь возвращаются к массовой безграмотности.
Свеженабранные первокурсники на факультетах журналистики университетов страны тоже писали диктант, да так, что лучше бы сдали пустые листочки. Один из преподавателей альма-матер признался в сети, что от ошибок будущих акул пера хочется рыдать и биться головой о стену…
«Ну что такое, например, по-вашему, рыца? Рыться. Или, скажем, поциэнт (пациент), удастса (удастся), врочи (врачи), нез наю (не знаю), генирал, через-чюр, оррестовать… Причем все это перлы студентов из сильных групп газетного отделения. Так сказать, элита. А между тем 10 процентов написанных ими в диктанте слов таковыми не являются. Это скорее наскальные знаки, чем письмо. Знаете, я 20 лет даю диктанты, но такого никогда не видела. Храню все диктанты как вещдок. По сути дела, в этом году мы набрали инопланетян», - сетует преподаватель.
Другой пример: на кастинг телеведущих общественного телевидения России за месяц записалось около двух тысяч человек. Однако поражает не столько количество, сколько качество кандидатов. Из ответов журналистов на элементарные вопросы можно узнать, что река Волга впадает не в Каспийское море, а в Дунай, Амурский залив, Енисей или в океан. Есть и те, кто предполагает, что Волга вообще никуда не впадает.
«Замечу, свое невежество демонстрируют не гастарбайтеры из таджикской деревни и даже не жители российской глубинки. Дремучей безграмотностью шокируют вполне себе симпатичные, хорошо одетые, сытые и старательные московские и региональные журналисты», - делится Павел Шеремет.
В действительности же безграмотные журналисты - лишь отражение деградации общества.
Тогда как понимать другое исследование: по данным Международной ассоциации оценки школьной успеваемости, Россия возглавляет список 10 регионов с самым высоким уровнем грамотности? А наши десятилетние школьники по чтению и пониманию текста - лучшие среди своих сверстников из 45 стран мира. Тогда как каждый пятый человек на планете не умеет сегодня ни читать, ни писать, а 75 миллионов детей не ходят в школу.
Особенно уязвимы в этом смысле страны Африки к югу от Сахары: там за последние годы число абсолютно неграмотных увеличилось с 133 до 163 миллионов человек. В России проблемы грамотности давно позади: читать и писать умеют практически все взрослые россияне. Более того, по итогам международного исследования компетенций взрослого населения PIAAC, Россия заметно опередила многие развитые страны по уровню грамотности в области чтения и математики. При этом мы заметно отстаем по уровню владения компьютером и информационно-коммуникационными технологиями.
По-видимому, это какая-то другая грамотность. Неужели в других странах дела обстоят еще хуже, чем у нас? И как может оценить группа иностранцев уровень грамотности русского населения?
Но вернемся к журналистам. Что они думают по этому поводу? Мы спросили журналистов редакции газеты «Вольная Кубань» и портала «ВК».
- Грамотность должна быть присуща всем. А журналист – это же профессионал, на него ложится ответственность за слово. Но очень большое значение имеет также оперативность и умение собрать нужную информацию.
- Конечно, очень хорошо, когда журналист пишет без ошибок, правильно употребляет причастие с деепричастием, владеет стилистикой печатного СМИ, наконец. Но если он при этом не способен элементарно взять интервью и оперативно предоставить материал - таки зачем он нужен?
- Если мы говорим о грамотности в широком смысле слова, то есть не только об орфографии и пунктуации, но и о стилистике и умении выстраивать композицию, тогда да - без этого в журналистике никак. Но я, впрочем, остаюсь при своем: работа с информацией, хоть убейте, все равно важнее. Без этого в журналистике точно работать невозможно, даже имея стопроцентную грамотность и безупречный стиль.
Инна Васильева
Специально для «ВК Пресс»
Иллюстрация: argumentua.com