Двухуровневые ЕГЭ: трепещите, выпускники
Сейчас ЕГЭ состоит из трех блоков: А (тесты с вариантами готовых ответов), B (требуется ответ из одного или нескольких слов, букв или чисел), C (требуется развернутый ответ). По словам специалистов, в базовый вариант войдут задания блока B, в профильный — А и C.
Министр образования России Дмитрий Ливанов также одобрил инициативу московских учителей по разделению математики на три уровня сложности для разных учеников.
Дети сами смогут выбрать на каком уровне изучать предмет. Школам предлагается с пятого класса формировать отдельные группы: математика «для повседневной жизни», прикладная для технических профессий и высший уровень — математика как искусство.
Вице-премьер Ольга Голодец уверена, что такой подход повысит мотивацию школьников.
Не хочется разубеждать высоких чиновников, но все же из собственного и родительского опыта знаю, что даже к одиннадцатому классу у выпускников и их родителей метания из стороны в сторону: куда поступать и что сдавать. Лишь немногие определят в пятом классе, куда они будут поступать, кем хотят стать.
В начале девяностых стали внедрять в школы профильные классы. Было три направления: математический, гуманитарный и смешанный. Как выдумаете, в какой класс пошли большинство учеников? Конечно, в смешанный.
Администрация школы в шоке: им кровь из носа нужно набрать три десятых класса по разным направлениям, а у них получается один. Тогда не стали играть в демократию. И всех, у кого были пятерки-четверки по математике после девятого класса — согнали в «математический», а потом по остаточному признаку распределили по двум оставшимся классам. Вот так одним росчерком пера, учительским авторитетом и упущением родителей я два года усердно занималась высшей математикой. Всегда знала, что это не мое, но лишь после сдачи экзаменов, выпускного определилась с выбором профессии и факультетом. С высококлассной подготовкой по математике я поступила на филологический. О чем сейчас ничуть не жалею.
Вот другая похожая история. С первого класса ребенок тянулся к знаниям. Все получалось. Отлично и математика, и русский, и химия, и история. Выделить что-то в приоритеты — не удавалось. Бывает такое. После девятого класса вместе с родителями решили, что все же нужно делать больше уклон на естественно-математическое направление. Перспектив больше. Но ребенок также был в полном неведении: с чем связать свою дальнейшую жизнь. В итоге вместо трех ЕГЭ сдавала пять: обязательные — русский, математику, и химию, физику, биологию. По всем экзаменам — достаточно высокие баллы. Тут началось самое трудное: в какие вузы нести документы. Понесли в три ведущих, в каждый по три направления. Думали, вот здесь то и определимся: куда идти. Ан нет — выпускница поступает в первой волне везде, по всем направлениям. Вот здесь-то и был шок, нужно было за ночь решить, взвесить все «за» и «против» и понести документы в единственный вуз, на единственное направление. Честно, чуть умом не тронулись. В итоге выбрали вуз по престижности, оснащенности материальной базы. А в выборе направления сыграли дни открытых дверей, экскурсии по факультету, знакомство там же с профессорами, преподавателями.
Я к чему привела эти примеры. Выбор вуза, а тем более факультета чаще всего делается спонтанно, в последний момент, в одиннадцатом классе.
Чиновники от образования в очередной раз «лихорадят» это самое образование, вводя новшества и преобразования. Лучше бы обратили внимание на профориентацию в школах. Ведь сейчас на бумаге профориентацией кто только не занимается: и сами вузы приходят в школы, и департаменты занятости населения проводят массу мероприятий и выездов, тестируя учеников, классные часы и много-много еще всего. А на деле? На деле получаются сломанные человеческие судьбы.
Потому что родители решили, что поступать мальчику надо на юридический, а он хотел стать художником. Девочке всю жизнь говорили, что она прекрасно поет и быть ей артисткой, а она очень любила заниматься с детьми и хотела стать педагогом. Но это не престижно, поэтому поступила на экономический.
И таких нюансов очень много.
Взять хотя бы статистику — 73 процента выпускников после окончания вуза идут работать не по своей специальности.
Кстати, с 2015 года вводится сочинение для допуска к ЕГЭ, начинают учитываться внеурочные достижения учащихся (в том числе и нормы ГТО) и добавляется устная часть экзамена по гуманитарным предметам. Лучше это или хуже?
Поживем, увидим.
Специально для «ВК Пресс»