Если будут сносить рынки, значит… это кому-нибудь нужно!


Рынки попали в опалу и на Кубани: власть решила, что хватит антисанитарии, пожаров, криминала и соседства на прилавках мяса с тапками.   
Рынки попали в опалу и на Кубани: власть решила, что хватит антисанитарии, пожаров, криминала и соседства на прилавках мяса с тапками.

Еще в середине октября на заседании Совета безопасности в Краснодаре губернатор Кубани Александр Ткачев заявил, что вещевым рынкам, «которые непонятно чем торгуют», не место в регионе. 
- Люди уже просто не ходят на такие рынки, боятся. Все эти рынки вещевые, которые непонятно чем торгуют, должны уйти из наших городов. И не нужно прикрываться, что это рабочие места, – заявил Александр Ткачев.

Это было в аккурат после Бирюлевских событий в Москве, а также после избиения офицера полиции на продуктовом рынке в столичном микрорайоне «Матвеевское». Перечисленное послужило поводом для закрытия продовольственных рынков, с вещевыми рынками в столице почти расправились – остались единичные точки. Все это делалось под лозунгами борьбы с нелегальной миграцией и рассадником криминала на рынках.

И вот дошло дело и до Кубани, пожар на Вишняках стал поводом для большого совещания в Краснодаре, на котором обсудили дальнейшую судьбу крупнейшего вещевого рынка и рядов с розничной торговлей продовольственных товаров на Сенном рынке. Губернатор непреклонен – необходимо убрать из центра города «криминальную клоаку», он также сравнил «Вишняки» с «Черкизоном», а на Сенном предложил оставить только продукты. 

Мэр Краснодара Владимир Евланов заявил, что городские власти начнут искать место для нового рынка в районе Восточного обхода, куда в перспективе смогут перейти предприниматели с Вишняковского рынка, торговцы подержанными вещами и те, кто торгует сегодня непродовольственными товарами на Сенном рынке. Другими словами, не будут торговать теперь на Сенном тапочками и трусами. 

«Вишняки» работают в Краснодаре 23 года и позволяют тысячам горожан найти работу, развивать предпринимательство. И разговоры о его сносе ходят уже не один год - планировали построить на том месте огромную парковку, а воз и ныне там… Он только больше обрастает палатками, еще больше разрастается «вьетнамским и китайским рынками» внутри. Значит, это было кому-то нужно, выгодно было закрывать глаза… 

Первые же посягательства на Сенной рынок были более пяти лет назад, когда тот разрушили, часть перенесли в крытый рынок, а часть расположили на территории у крытого рынка. Тогда народу пообещали, что отстроят новый благоустроенный Сенной, который не потеряет казачьего колорита рынка и примет в свои стены всех желающих. Пообещали, вырыли котлован, и более пяти лет он заполнялся мусором, становясь болотом. Осенью 2012 года администрация Краснодара пообещала, что строительство не рынка, а уже торгового комплекса возобновится в ближайшее время. Но и эти планы рухнули. Сегодня здесь строится жилой комплекс на земельном участке площадью почти 22 тысячи квадратных метров. И это попутно со строительством через квартал второй очереди ТРЦ «Галерея Краснодар». Естественно, зачем здесь еще один ТРЦ. Да и вещевой рынок не нужен – в «Галерее Краснодар» сотни вещевых магазинов. Только вот разница в цене существенная, а качество ничем не отличается. Например, летом чудесное платье из легкого джинса в одном из магазинов «галереи» стоило 5800 рублей, а точно такое же, с теми же брендами на рынке - три тысячи. Накрутка в магазинах идет бешеная.

Летом этого года под предлогом необходимости стоянки почти половину площади у крытого рынка, где ютились остатки роскоши Сенного, «отрезали». Непонятно, зачем? Стоянки там не получилось и все лето площадь, как бы сказали, «гуляла». И вот снова внимание к его персоне: «если это продовольственный рынок, то для чего там торгуют вещами? Все в одной куче: рядом с овощами – тапочки, трусы, сыр, колбаса, мясо», - возмущался губернатор. Тут же было решено, что к концу года «вещи» уйдут из Сенного, останутся только продукты. Только непонятно – территорию рынка станут реконструировать или всех, кто торговал продуктами на улице в палатках, загонят в крытый. Скорее всего, так оно и будет… А как же быть тем, кто торговал вещами, ювелиркой, тканями? Ждать, когда власти найдут им место за городом, а до той поры зубы на полку положить? Без средств к существованию останется приличная часть людей. Да и потом, если найдут место – переезд сравним с пожаром. Если уж решили убрать «вещевиков», заранее скажите куда, оборудуйте места…

Например, борьба с розничной торговлей в Москве тоже началась с устранения вещевых рынков. Тогда они попали под действие закона, принятого в 2006 году «О розничных рынках и внесении изменений в Трудовой кодекс РФ». После трагедии на Басманном рынке в феврале 2006 года, когда из-за обрушения крыши погибли более 60 человек, был принят этот закон. Закон федеральный, а значит, для всех регионов России. Говорят, что его активно лоббировали ритейлеры, терявшие покупателей. В соответствии с документом с 1 января 2013 года все рынки, за исключением сельскохозяйственных, должны были располагаться в капитальных строениях. Для сельхозрынков переходный период был продлен до конца 2014 года.

Как же так получается, закон работает давно, в Москве и других регионах борются со стихийными розничными рынками уже лет пять, а власти Кубани только сейчас заметили беспорядок, грязь и расцвет криминала на вещевых рынках края, а именно на «Вишняках». До этого ситуация всех устраивала?

Глава МВД Колокольцев уверен, что вещевые и продовольственные рынки надо ликвидировать. Как ни парадоксально это звучит, но в наших условиях они представляют собой угрозу для общества. При одном неочевидном плюсе – дешевле, чем в магазине (теперь уже не всегда), – они обладают множеством минусов.

Рынки охотно трудоустраивают внутренних мигрантов с Северного Кавказа, из-за чего их приток постоянно нарастает. Рынки служат питательной средой для коррупции: их крышуют полицейские и чиновники. Рынки являются рассадниками этнокриминала: ими владеют организованные преступные группировки, получающие с них до 60 процентов доходов, считают эксперты. Рыночные торговцы уже давно ведут себя крайне вызывающе, что накаляет межнациональные отношения в обществе, а это такая вещь, что если взорвется, мало не покажется.

Сотни продовольственных и вещевых рынков разного калибра на Кубани остаются рассадниками теневой и полукриминальной деятельности, и об этом тоже все знают. Как и о том, что их крышуют. 

Откуда деньги у этнических преступных группировок? От торговли на рынках, – убежден председатель профсоюза полиции Михаил Пашкин. – Вот по этому и нужно наносить удар. Прав Колокольцев: нужно экономически побороть преступность, тогда ее и не будет. Потому что основной доход у ОПГ не от грабежей, наркотиков и бандитизма, а от нелегальной рыночной торговли. Нужно бить по основам, и тогда преступность свернется. И когда на рынках будут торговать русские бабушки и фермеры из Рязани, Тулы, Тамбова, тогда будет все нормально.

Это про Москву, но думается, что и для Краснодара, и многих других городов края, да и России эти слова актуальны. Меры по закрытию рынков уже сейчас вызывают большие споры. Ведь на самом деле непонятно, зачем закрывать, если можно просто переоборудовать торговые точки?

А что думают люди?

Лидия Меркулова.jpgЛидия Корнеева, пенсионер:
- Естественно, я не согласна с тем, что все вещевые рынки хотят перенести на окраину города. Ведь этот сегмент оставался для пенсионеров и для людей с малым и средним достатком. Очень важен контакт с продавцом: торговаться на рынке – главный принцип. А сейчас на край города никто из них не поедет: время, да и здоровье не то… 
А здесь торговцы вложились в тонары, платят исправно аренду, кто-то добился разрешения и построил магазины, тоже исправно платит налоги… И все в один миг потеряли… Что с ними будет? Власть подумала?
Слепая бывает власть… Неужели не видели под носом долгие годы процветания антисанитарии на рынках. А тут вдруг за долгие годы решили посетить рынки. Смешно! Почему нельзя все обустроить: половину территории для продуктов, половину – для «тряпок», сделать рынок универсальным. 
Безусловно, сейчас в центре расчищается ниша для бизнеса, это всем понятно. Там пенсионерам уж точно делать нечего, там ни цен подходящих, ни размеров, ни фасонов…

Лариса.JPGЛариса Радуева, продавец:
- Беспредел, что хотят, то и делают…










артут.JPGАртур Папоян, студент:
- Я редко ходил на «Вишняки», а на Сенной и подавно, поэтому мне все равно. А вот люди-торговцы потеряют работу, а население - дешевые товары. 








влад.jpgВладимир Авдеев, строитель:
- Считаю, это нормально. Едва ли аренда за городом возрастет. В центре она тоже недешевая. И проблем со складскими помещениями не будет. Против те, кто хорошо кормится с рынков. А порядок в городе надо наводить.








оксана.JPGОксана Залесная: 
- В любом обществе наступает время придания всему цивилизованных форм. Центр Краснодара - самая ценная часть города как туристического объекта. И наличие здесь Сенного рынка в нынешнем виде неприемлемо. С другой стороны, исторически торговля здесь была не один век. Поэтому компактный, с жестко очерченными границами рынок может даже стать достопримечательностью.





марина.JPGМарина Власова, студентка:
- Во всем мире существуют «толкучки», вещевые рынки, где горожане могут приобрести товар дешевле. Такие есть в Нью-Йорке, главную улицу, самую дорогую и презентабельную Пятую Авеню, предоставляют в выходные для палаток, лотков. В Италии - в Риме, Римини – прекрасные «толчки» в исторической части этих городов. В Чехии, Германии… И никого не пугает непрезентабельный вид… В будни все убирают. Ведь не все могут потянуть дорогие бутики и шоппинг в ТРЦ. Моя претензия заключается в том, что комфортно должно быть не только властям, но и людям. Всем!

Инна Васильева
Специально для "ВК Пресс"
Фото: Игорь Глазко