«Если я не люблю, то это не я»


«Студенческий квартал» в «Одном театре» 7 апреля был открыт моноспектаклем «Умирающая без любви» по произведению Марины Цветаевой «Повесть о Сонечке».

В постановке дебютировала студентка 4 курса КГУКИ Софья Акбаш. Это ее первое выступление в России, родом девушка из Турции, но теперь живет и творит в Краснодаре. «Люблю это произведение с первого курса и еще тогда поняла, что надо и для себя и для всех открыть тайну великолепной актрисы Сонечки Голлидэй» — делится она после спектакля. Затем добавляя: «И еще любовь, о которой все забывают, что она существует в нашей душе каждую секунду».

В начале спектакля Сонечка предстает перед нами непосредственным ребенком, бегая по комнате, хватает предметы и каждому ищет объяснения, раскрывает сундук с приданым, грезит об идеальной свадьбе: «Я хочу, чтобы меня поздравляли — и чтобы подарки были — а главное — чтобы плакали! О, как я буду плакать» — с блаженной улыбкой проговаривает она. 

В своих историях актриса виртуозно меняет маски, превращаясь то во влюбленного в нее поручика, то в ярмарочную бабу. Играя за себя и за собеседника, Соня порхает по сцене кокетливой девушкой, но тут же нахлобучивает пенсне и скрипучим голосом представляет зрителю своего наставника в театре Алексея Стаховича, который учит как надо себя вести, если у вас в людном месте упал чулок. 

Но вот затихает смех и Сонечка, вспоминая свою любимую сказку «Русалочка» вкрадчиво и тихо произносит: «Всякий раз, когда я ее читаю, я чувствую себя — ею. О, ведь это высшее блаженство — так любить, так любить... Я бы душу отдала — чтобы душу отдать!» Зрителю становится не до смеха и каждый лихорадочно всматривается в ее светлое лицо и тонкую фигуру. Но не тут-то было, сделав паузу, она вновь принимается разыгрывать забавные сцены, с ужимками и танцами. В этом особенность персонажа — не задерживать зрителя на одной сцене и одном чувстве. После слез будет смех и так по кругу.

Основой жизни Сонечки является любовь. В самом начале спектакля героиня произносит: «Если я не люблю, то это не я» и к середине постановки мы понимаем, что она нас не обманула. «Как я люблю — любить» восклицает она после очередного воспоминания. И в самом конце своего монолога вновь упоминает об этом: «По существу же действующих лиц в моей повести не было. Была любовь. Она и действовала — лицами».

Софья Акбаш, исполнительница единственной роли этого спектакля на вопрос о своей схожести с персонажем отвечает: «Мне кажется, у каждой женщины есть ее черты, и в те времена и сейчас. И у Цветаевой есть ее черты, и у вас и у меня, и даже, может быть, у мужчин, у всех».

Регина Глинщикова