«Формула 1» в России: о затратах, гонках в Сочи до 2020 года и просто впечатления очевидца


В Олимпийском парке Сочи завершился розыгрыш Гран-при России по гонкам автомобилей класса «Формула-I».
Соревнования проходили второй год подряд, победителем вновь стал англичанин Льюис Хэмилтон из команды «Мерседес». Награждал его Президент России Владимир Путин, который во время финальных заездов находился на трибуне среди болельщиков. После успешного проведения состязаний в этом году стало ясно, что «Формула-I» прочно прописалась в нашей стране.

В связи с непростой ситуацией в мировой экономике на всех пресс-конференциях сочинского этапа «Формулы-I» речь заходила не только о спортивных результатах, но и о деньгах. Проводить подобные турниры непросто, средства на это требуются очень значительные, и в первые три-четыре года рассчитывать на окупаемость не приходится. Однако в России сделать это удалось. 

Все произошло благодаря удачному совмещению двух крупных проектов — Зимних Олимпийских игр и гонки «Формула-I» в Сочи. На южной окраине курорта олимпийский стадион «Фишт», пять ледовых дворцов и первоклассный автодром были построены одновременно. 

В прошлом году финансовые затраты на проведение «Формулы-I» составили один миллиард 200 миллионов рублей, у казны были убытки — 500 миллионов рублей. 

В этом году курс доллара вырос, затраты на «Формулу-I» приблизились к четырем миллиардам рублей. Но все удалось покрыть благодаря продаже 60 тысяч билетов на соревнования (средняя цена — 15 тысяч рублей), реализации прав на телевизионные трансляции и торговли товарами с официальной символикой. Но дело, как оказалось, было не только в финансовых успехах.

— При организации «Формулы-I» мы ставили перед собой три задачи — привлечь на Черноморское побережье Кавказа как можно больше туристов, обеспечить загрузку Олимпийского парка Сочи, подготовить отечественных специалистов, которые могли бы проводить в нашей стране турниры такого класса, — заявил во время встречи с прессой вице-губернатор Кубани Александр Саурин.

Выполнить все удалось. В минувшие выходные дни количество отдыхающих в Сочи гостей, по данным туристских агентств, увеличилось почти на 100 тысяч человек. Приехала на"Формулу I"вся Россия, рекордсменами, судя по надписям на флагах, были Армавир, Краснодар, Майкоп, Пятигорск и Ростов-на-Дону. 
Много было иностранцев - меньше приехало граждан европейских государств, но этот пробел с лихвой восполнили многочисленные группы болельщиков из Азии, Африки и Латинской Америки. О том, что телевизионные репортажи с автодрома Сочи два дня разлетались по всей планете, можно, вероятно и не говорить…

Далее, отечественные кадры. Еще год тому назад судейские бригады «Формулы-I» были укомплектованы в основном англичанами, итальянцами и немцами. Сейчас за столиками арбитров активно зазвучала русская речь. Постаралась Федерация автомобильного спорта России, смогли и в наших городах найти немало энтузиастов скоростных гонок. 

Студенты Московского автодорожного института (МАДИ) и Российского Международного Олимпийского Университета (РМОУ) вообще проходили на «Формуле-I» учебно-производственную практику, многому смогли научиться. Как всегда на высоте оказались наши волонтеры, молодые ребята из разных уголков страны.

Наконец, загрузка Олимпийского парка Сочи. Целую неделю он был забит, что называется, под завязку — аттракционы, музеи, кафе, ближайшие отели. При этом во дворце «Шайба» не переставал работать центр одаренных детей, в «Адлер-арене» занимались юные теннисисты, в «Айсберге» юные фигуристы, в «Ледяном кубе» шли соревнования керлингистов, а в «Большом» тренировались хоккеисты. 

Специалисты центра «Омега», который сейчас занимается эксплуатацией уникального парка, уже сообщили, что в этом году общее число посетителей здесь превысило два миллиона гостей. Один из самых популярных туристских объектов страны - парк идет сразу вслед за московским Кремлем и санкт-петербургским Эрмитажем.

Ну а что в будущем? 

Пока группа компаний «Формула I» заключила с Россией контракт на проведение гонок в Сочи до 2020 года включительно. 

Сейчас речь пошла о продлении этого контракта. Кроме того, начиная с будущего, 2016 года календарь соревнований будет немного изменен. Сочинская гонка начнется во время первомайских праздников, во время долгих выходных и гостей наверняка будет намного больше. в это время еще будет продолжаться горнолыжный сезон на курортах «Горки-город», «Лаура» и «Роза Хутор», значит, поболеть за знаменитых гонщиков смогут и любители зимнего спорта. А с 2017 года в Сочи планируется проводить ночные автомобильные гонки, специалисты утверждают, это вообще что-то фантастическое...

Много лет граждане России мечтали о проведении в нашей стране турниров «Формулы I». По политическим соображениям нас игнорировали. Но вот уже дважды «Формула I» проходила на трассе Олимпийского парка Сочи. Более того, мы научились делать такие турниры если еще не прибыльными, то уже и не убыточными.


Ирина Сизова

Фото: Сергей Азаров