Георгий Садовников: о жизни, творчестве, «Большой перемене»


Именно по его автобиографической повести «Иду к людям» был снят любимый многими многосерийный фильм «Большая перемена». В этом году исполняется 40 лет картине.

В Краснодаре прошла презентация первой книги из серии очерков «Земляки» под редакцией Татьяны Василевской. Это цикл публикаций о людях, которые на различных этапах жизни связали свою судьбу и творчество с Кубанью.

В книгу вошли 14 знаменитостей различных сфер деятельности. Это и Анна Нетребко, и супруги Кирлиан, первооткрыватель электронного телевидения Борис Розинг, один из основоположников космонавтики Юрий Кондратюк, народный артист СССР Григорий Федорович Пономаренко. Все наши земляки!

Специально на эту встречу в Краснодар из Москвы прилетел один из героев презентуемой книги – писатель-прозаик Георгий Садовников. По его автобиографической повести «Иду к людям» был снят любимый многими многосерийный фильм «Большая перемена». В этом году исполняется 40 лет картине. Нестор Петрович Северов – учитель истории в школе рабочей молодежи, борец за справедливость, ратующий за каждого своего ученика, полюбился многим. Но мало кто знает, что списан этот образ с Георгия Садовникова.

До начала презентации книги «Земляки» в читальном зале краевой библиотеки Пушкина нам удалось поговорить с замечательным прозаиком о его жизни и творчестве. С Краснодаром связаны 14 лет его жизни – творческого становления.

Георгий Садовников родился в Казани, в войну потерял родителей, с 1943 года учился в Суворовском училище в Астрахани, затем в Оренбурге. В 1956 окончил историко-филологический факультет Краснодарского пединститута (ныне КубГУ), затем работал учителем истории в вечерней школе №4. Еще в институте он начал писать рассказы.

- Тогда я возомнил себя юмористом и сатириком. Рассказы были по-детски беспомощными, но у меня практически каждая строчка была написана ни больше ни меньше в стиле Салтыкова-Щедрина или Ильфа и Петрова.

Тогда меня обвинили в «зощинковщине», критиковали за юмор в лошадиной дозе. Но я шлифовал свое мастерство… В 1957 году получил международную литературную премию за рассказ «Тетя Нюра» на конкурсе в Москве. Его я писал на краснодарском главпочтамте, на бланках телеграмм. Приз за победу – инкрустированная ваза - до сих пор сохранился.

После института Георгий Садовников устроился работать в школу рабочей молодежи №4 и продолжал писать. Некоторые ученики были старше учителя. Потом его пригласили на должность редактора на первое телевидение Кубани.

- Начинали работать с Ольгой Дашкевич – замечательным журналистом. У нас была деревянная самодельная камера, - вспоминает Георгий Садовников, - построили типовую студию. К нам приходили люди, которых забраковали в «Советской Кубани».

Первую повесть я написал о суворовцах. И, естественно, я не мог не написать об учительстве. Повесть «Иду к людям» во многом автобиографична. Я ее считал очень наивной. Но книга не про меня. Я не поступал в аспирантуру и не сох по некой Полине. Я взял лишь некоторые сюжеты из жизни. Были прототипы Ганжи и Нэлли Ледневой. Крупная девушка, работавшая бетонщицей, влюбилась в меня и все время норовила проводить меня вечером домой. Фамилии героев тоже подсказаны жизнью. Любителя танцев Ляпишева я наградил фамилией секретаря райкома комсомола, директор краевого драмтеатра «подарил» свою фамилию Петрыкину (Ролан Быков). Через десять лет после издания книги ко мне обратился режиссер Коренев, чтобы я написал сценарий к фильму. Сценарий к фильму первоначально был написан на две серии, а когда в картину пришли такие люди, как Леонов, Быков, Крючкова, написали еще на две серии. Режиссер пробовал на роль Нестора Андрея Мягкова, который отчасти похож на меня внешне. Но не срослось… Мягков хотел, чтобы в картине в главной роли сняли его жену… Хотя и с Кононовым у нас есть сходство. Главное - он в картине сумел передать мою любовь к людям…

- Сильно фильм отличается от повести?

- Есть такой термин – «по мотивам», вот «Большая перемена» снята по мотивам, конечно. В повести были и серьезные мотивы, а в фильме этого совсем нет. Поначалу он воспринимался мной как водевиль. Потом выяснилось, что фильм смотрится и через много лет. Сейчас уже кажется, что время не потеряно зря.

- Известно, что вы пробовали себя в детективном жанре, писали еще сценарии…

- Это был авантюрный шаг. Сидели мы как-то с Николаем Леоновым, сотрудником МУРа, и ради интереса, а больше от безденежья, решили написать детектив. Денег он тогда больших не принес… Сценарная работа тоже не по мне. Я прозаик, не сценарист…

- Какое ваше детище, имеется ввиду литературный труд, наиболее любимое?

- Это мой последний роман «Стремительный бег улитки». Она вышла в Москве тиражом в 2000 экземпляров, но каким-то образом ушла зарубеж. Героиня книги – женщина. Хотя моя жена удивлялась, как я мог писать от лица женщины, не зная их. Но героиня получилась чудесна, правда немного абсурдная. Но у меня все такие герои. По-настоящему среди них нет злодеев, даже отрицательные герои - только проказники.

- Это последний труд?

- Что вы, разве можно жить без творчества, сейчас я работаю над повестью. Если я перестану писать – не знаю, как буду жить?

- Вы долгое время не были в Краснодаре, сильно он изменился с тех пор?

- Да, конечно. Меня сейчас возят на машине, говорят: «помните», а я с трудом припоминаю улицы по которым раньше ходил. Все мои воспоминания связаны с тем старым, патриархальным Краснодаром. Но в нынешнем городе я нахожу места, «кусочки», что дороги мне.

Директор Краснодарской краевой библиотеки имени А.С. Пушкина Виктория Гончарова призналась в любви к творчеству почетного гостя. Сказала, что его книга «Продавец приключений» в детстве была ее любимой, зачитанной до дыр, но эта повесть может быть также интересна и во взрослом возрасте. Она подарила Георгию Садовникову первый том книги «Кубанская библиотека», в котором собраны очерки о кубанских писателях, в том числе и о нем.

Инна Мочалова.