Игорь Рудь, единственный в России мастер резьбы по скорлупе: «Скорлупа не терпит спешки»
— Нет. Мои родители простые инженеры. Ни они, ни их предки не имели к искусству никакого отношения, разве что как зрители. Я родился и вырос в Грозном, окончил там химико-технологический техникум по специальности автоматизация. После службы в армии учился в Грозненском нефтяном институте по той же специальности и по распределению приехал работать в Новороссийск, где у меня дедушка с бабушкой жили. Так здесь и осел навсегда. Работал на «Новоросцементе», в «Новорослесэкспорте», а сейчас работаю в организации «РОСТЭК — Новороссийск».
— Выходит, ни по образованию, ни по профессиональной деятельности вы тоже никак с искусством не связаны. Как же вы сумели достичь таких высот в художественном творчестве?
— С детства рисовал. Нигде этому не обучался, мне было достаточно большой республиканской библиотеки имени Чехова в Грозном, откуда я черпал все свои познания. Сам познаешь — лучше знаешь. Так получилось, что в профессиональном плане выбрал техническое направление, но при этом никогда не расставался с искусством. Когда я переехал в Новороссийск, продолжил рисовать. Участвовал в местном объединении «Колорит», где стал лауреатом Всесоюзного конкурса самодеятельных художников в Москве за живописное полотно «Паганини».
— Недаром считается, что физики сильнее лириков даже в искусстве.
— Убежден, что музыка, литература, изобразительное искусство вообще способствуют лучшему овладению точными науками, такими как математика или физика. Я программист, поэтому могу с уверенностью сказать, что искусство помогает мне в работе. Лучше программируешь. Потому что творчески подходишь к выполнению любой работы.
— Игорь Григорьевич, когда и почему вы стали заниматься резьбой по яичной скорлупе?
— Однажды я случайно увидел на американском сайте резьбу по скорлупе. Мне очень понравилось, но я сразу подумал, что сделаю лучше. К тому же мне стало обидно за Россию, что в нашей талантливой стране ничего подобного нет. Есть люди, которые начинали этим заниматься, но бросали. Не знаю, как вам объяснить, насколько это тяжелый труд. Пот со лба течет градом. Потому что напряжение очень сильное, сидишь неподвижно. Одно малейшее неверное движение — работы нет, и восстановить никак нельзя, поскольку яичная скорлупа очень хрупкий материал. Кстати, надо еще и сопромат знать и отслеживать в процессе создания произведения, чтобы не было изломов. И вот посмотрите, руки в порезах, мозоли на кончиках пальцев правой ладони — свидетельство кропотливого труда. Руки-то у меня не музыканта, но мы с нежностью и любовью работаем этими руками.
— Технику этой резьбы где-то перенимали?
— До всего сам доходил, всему учился самостоятельно, и первые инструменты подбирал и изготавливал себе сам. Резцы, в основном прямоугольные и треугольные, гораздо меньше тех, что предназначены для резьбы по дереву. Ширина резца доходит до одного миллиметра. Плюс необходимы разные боры, фрезы. Технологию я выработал тоже сам. У нас просто физически в России этого не существовало прежде.
Работаю я только со скорлупой гусиных и страусиных яиц, так как они прочнее. Пробовал работать с перепелиными яйцами, можно с ними создавать вещи. А вот с куриными — нет, они совершенно непригодны для резьбы, настолько непрочная скорлупа у наших российских несушек. Не та плотность, не тот кальций.
Удаляю через просверленное отверстие желток и белок, промываю яйцо разными составами, после чего оно становится готовым к работе. Когда работаю с гусиным яйцом, держу его в руке, а для страусиного сделал специальное приспособление из поролона. После нанесения резьбы полностью обрабатываю изделие хлорсодержащим веществом, чтобы не осталось вообще никаких биологических вкраплений. Принципиально не крашу и не расписываю свои работы, хочу чтобы в них был виден и объем, и текстура без каких-либо дополнений.
— Сколько времени уходит на изготовление, например, одного творения из гусиного яйца?
— Все зависит от сложности узора. До суток чистого времени резьбы. И сажусь я за работу только в том случае, если у меня в голове уже сложился объемный образ будущего произведения. И еще — никогда не стану заниматься резьбой, если у меня нет настроения. Вообще яичная скорлупа не терпит спешки и нервозности.
— А когда же вы занимаетесь творчеством, если каждый день ходите на службу?
— У меня есть вечера, выходные и праздничные дни.
— В классической экономике время, затраченное на изготовление изделия, должно быть пропорционально стоимости. Но у вас не просто изделия, не просто товар, а произведения искусства. Ваше творчество позволяет вам жить безбедно?
— Можете сравнить цены на мои изделия, представленные в антикварном салоне «Коллекция», с ценами моих коллег в США, где резьбой по яичной скорлупе занимается много мастеров. У них целое направление в искусстве развивается, и этот вид творчества настолько распространен, что, можно сказать, поставлен на поточное производство, на конвейер. А у нас это штучная работа. Так вот, у них цена в цифровом выражении такая же, как и у меня, с той лишь небольшой на вид, но существенной по сути разницей, что их цифры выражены в долларах, а у меня в рублях. Между тысячей рублей и тысячей долларов большая разница, не правда ли?
— Вы наладили связи с американскими соратниками по искусству?
— Да, мы общаемся через Интернет с Брайаном Бейти и Тамерой Сиверс. Они преподают у себя в Штатах, ведут обучающие курсы в разных странах. Это способствует популяризации нашего искусства по всему миру. Брайан вообще предлагает мне сделать совместную с ним выставку. Это ему интересно еще и потому, что моя технология отличается от американской, ему хочется увидеть своими глазами, как я работаю. Не знаю, получится ли с выставкой. Брайану из-за океана кажется, что у нас без проблем можно организовать экспозицию даже в музее Фаберже в Санкт-Петербурге. Но в России, к сожалению, резьба по яичной скорлупе не считается искусством, как в Америке.
— Откуда черпаете вдохновение? Как появляются ваши диковинные узоры?
— Нахожу в Интернете, в литературе. Буквально вчера закончил очередную работу: украсил страусиное яйцо узором в старославянском стиле, и там вставлен образ прописной иконы Божьей Матери — гравировка, которую тоже сам сделал.
— Да вы, Игорь Григорьевич, мастер на все руки. Гравировке обучились, когда начинали работать в художественном оформлении оружия?
— Если видели хотя бы в репродукциях известную коллекцию оружия мастеров Златоуста, там на старинных ружьях резьба по накладкам, прикладах и так далее — узоры, сплетения, вставки серебра. Но там свои нюансы, а стиль, рисунок, техника, технология гравировки из поколения в поколение меняется. Я изучал разные направления, мне ближе всего итальянский стиль гравировки на оружии.
И технологий гравировки тоже великое множество: плоскостная, объемная, рельефная. И все это на металле. А еще есть буллино. Эту технику можно сравнить с графическими рисунками тушью. Художник линиями, штрихами, точками передает тени, придает объем изображению. Так вот в гравировке — то же самое, но не тушью и пером по бумаге, а резцом по металлу. До миллиона может быть точек на рисунке в несколько квадратных сантиметров. И работать приходится под лупой с 30-кратным увеличением. Если говорить о самой средней гравировке на ружье, то по времени работа займет полтора-два месяца ежедневного многочасового труда, от зари до зари. Вот когда я осилю технику буллино, то смогу сказать про себя, что жизнь прожил не зря! Это будет высшим моим достижением.
Специально для «ВК Пресс».
Фото: www. novorab. ru
Фотоматериалы взяты с сайта мастера www.rudstudio.ru