Игра в цифры увеличит пенсионный возраст на пять лет
Если труд облагораживает человека, то благородных людей в стране вскоре станет еще больше. Пенсионная реформа в России – одно из самых сложных и противоречивых нововведений. Государство разрывается между стремлением не задеть интересы миллионов жителей (читай - избирателей) и выкрутиться из сложной финансовой ситуации: денег в бюджете не хватает, в то время как пенсионному фонду их требуется с каждым годом все больше и больше. Негосударственные пенсионные фонды не решают общей проблемы. Что делать? Повышать пенсионный возраст. Это крайне непопулярная мера, имеющая не только экономические, но и далеко идущие политические последствия, способная если не изменить кардинально расклад сил в Госдуме, то по крайней мере серьезно на него повлиять. Государство, похоже, нашло нечто, отдаленно напоминающее соломоново решение.
Дискуссии вокруг новой пенсионной формулы входят в завершающую стадию. Предполагается, что она начнет применяться с 2015 года, а для этого нужно, чтобы новая формула была готова уже в этом году. На днях экономистам стали известны подробности законопроекта "О страховых пенсиях", который на этой неделе будет обсуждаться на заседании правительства. Оказалось, что в самый последний момент в него внесена совсем не редакторская правка.
Изменение всего одной цифры в сложносоставной пенсионной формуле может лишить права на пенсию в общеустановленном пенсионном возрасте (55 лет для женщин и 60 для мужчин) низкооплачиваемых работников, а также самозанятое население, в том числе индивидуальных предпринимателей. И именно такое изменение Минтруда внесло в проект закона за несколько дней до заседания правительства.
Раньше предполагалось, что для получения права на страховую пенсию по старости достаточно набрать за весь период трудовой деятельности 23 балла индивидуального пенсионного коэффициента. Теперь Минтруд хочет увеличить этот порог до 33 баллов. Фактически это означает, что низкооплачиваемым работникам, чтобы получить пенсию, придется потрудиться дополнительные пять лет.
Изменение оказалось полной неожиданностью для Минэкономразвития. Еще в начале этой недели в ведомстве были не склонны его поддерживать.
Изменение еще одной цифры лишило части пенсионных прав многодетных матерей. Первоначальная редакция законопроекта предполагала, что в страховой стаж им засчитают "период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более 7,5 лет в общей сложности". Суммарный срок теперь решено сократить до 4,5 лет. Пенсионные права родивших трех детей и больше будут одинаковыми. Зато проиндексирован индивидуальный пенсионный коэффициент за эти страховые периоды: в отношении периодов ухода одного из родителей за первым ребенком он составит 1,1 (ранее предлагалось его учитывать, исходя из 1 МРОТ); за второго ребенка - 2,2, третьего - 3,3 (соответственно, вместо 2 и 3 МРОТ).
За срочную службу в армии тоже будет коэффициент 1,1, а не исходя из 1 МРОТ.
Заодно Минтруд решил внести изменения непосредственно в формулу, по которой рассчитывается стоимость одного пенсионного коэффициента (это будет делаться каждый год). Ранее предполагалось, что эту стоимость будет рассчитывать правительство и включать его в закон о бюджете Пенсионного фонда. Теперь право улучшить или ухудшить положение пенсионеров получит Госдума.
Увеличение индивидуального пенсионного коэффициента, дающего право на назначение страховой пенсии, с предполагавшихся первоначально 23 до 33 баллов приведет к тому, что больше людей с низкими заработками, близкими к минимальному, к прожиточному минимуму, не заработают право на трудовую пенсию. Им придется работать на пять лет больше. И даже в этом случае они смогут рассчитывать только на пенсию, близкую к прожиточному минимуму пенсионера. То же самое относится к самозанятому населению.
Делается это для того, чтобы сэкономить средства пенсионной системы, поднять роль взносов, стимулировать их более полную уплату, в частности, заинтересовать уплачивать взносы в пенсионную систему самозанятое население.
Предложение Минтруда экспертами пока не обсуждалось. А вопрос, между тем, требует видения полной картины. К примеру, сколько людей войдет, а сколько не сможет войти в пенсионную систему при новом пороге коэффициентов? Какие будут доплаты до прожиточного минимума в связи с изменением порядка индексации базовой части? По мнению некоторых аналитиков, пенсионная система рухнет после 2021 года. Что в таком случае будет построено на ее месте?
Сергей Капрелов